После революции 1917 года и до 1970-х годов нижнетагильский промысел практически погибал. Когда ученые Урала и Москвы забили тревогу, тагильские мастера уже практически утратили традиционную исконную тагильскую роспись, перейдя на упрощенную «московскую». Поэтому, когда стало очевидно, что промысел надо возрождать, были предприняты попытки найти исконно уральских мастеров — тех, кто еще являлся носителем традиции. И именно Агриппина Васильевна Афанасьева сыграла большую роль в возрождении народного промысла лаковой росписи и обучила традиционной лаковой росписи по металлу более 100 человек.
Поднос «Круглый»
С тех пор и цветут на подносах Агриппины Васильевны трепетные и наивные по чистоте красок и звучанию цвета незабываемые букеты, которые писала она всю жизнь и в которых сумела сохранить, несмотря на невзгоды и трудности судьбы, ощущение живой силы народной традиции. Подносы Агриппины Васильевны словно излучают особое душевное тепло и доброту.
Очень тонкое чутье гармонии формы помогают мастерице располагать цветы вольготно и свободно, они не мешают друг другу, каждый цветок представлен в наилучшем свете во всей своей красе на загляденье. Цветок в народном понимании несет на себе представление о радости и совершенстве мира.
В 1980-х годах началось масштабное возрождение промысла на заводе «Эмальпосуда». И в состав творческой группы, созданной для сохранения и развития промысла, наряду с Афанасьевой вошли и молодые художники. Им многое пришлось познать: они постигали красоту старинных расписных произведений тагильских умельцев, изучали и зарисовывали растительные узоры и орнаменты не только с предметов, но даже с тканей, обучались писать букеты в определенной колористической гамме и разрабатывали новые мотивы и композиции. Благодаря таким мастерам, как Агриппина Афанасьева, промысел дошел до наших дней, сохраняя и развивая традиции. Кроме того, под ее чутким руководством, выросло молодое поколение мастеров, которые до сих пор с трепетом и любовью вспоминают своего учителя.
Поднос «Круглый»
