Весной 2019 года музей предложил самодеятельным авторам представить на выставке «Страсти по Гоголю», посвященной 210 — летию со дня рождения писателя, свои работы на темы любимых произведений. Панно из 9 миниатюр «Ночь перед Рождеством» было создано 9 мастерами — участниками Народного коллектива — студии любителей пэчворка «Лоскутный стиль» Е.В. Кругловой, И.В. Даниловой, М.Ю. Грудиной, Н.М. Кондратковой, Л.Н. Малафеевой, Т.Н. Машкиной, Н.И. Орловой, О.В. Трушковой, Т.П. Черданцевой.
Панно «Ночь перед Рождеством»
Зимние пейзажи, представляющие тихую ночь с дымящими трубами хат, вызвездившимся морозным небом, расположились вокруг центрального текста — цитаты начала повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», став иллюстрацией к нему:
Последний день пред Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты.
Авторы творят мир Гоголя кусочками тканей, которые превращаются в умелых руках в образы и персонажи картинок — квилтов. Различные фактурой, они образуют художественный язык полотна. Стежка (сквозная строчка) формирует объем нашитых деталей, структуру фона, подчеркивая главные элементы и сглаживая второстепенные, выделяя цвет и поверхности тканей, создавая пространственную глубину.
Несмотря на различные приемы построения картин-квилтов у авторов композиции, индивидуальный художественный язык каждого, все вместе они воспринимаются очень цельно, искусно дополняя друг друга и усиливая создаваемый образ сказочной южнорусской ночи. Внимательно приглядевшись, мы видим сюжетную линию начала повести: вот сельская ведьма Солоха сговаривается с чертом украсть месяц, а вот черт уже подлетает к нему, а ниже — колядующие в праздник селяне …
Смотришь на это яркое сине-белое панно и удивляешься тому, как увидели авторы заснеженные деревья и сугробы в кусочках кружевного полотна и набивных тканей, как остроумно сделали плетни из сетки, использовали потертость джинсовой ткани для переливов ночного неба… Да мало ли чудес открывает внимательный зритель, вглядываясь в творения мастеров?
Панно «Ночь перед Рождеством»
