Каменную жертвенную плиту нашли случайно на распаханном поле возле города Кургана Тобольской губернии. Ее нашел ученик уездного училища Решетников. Никаких других предметов культа рядом не было. Плиту передал в Тобольский губернский музей 27 мая 1891 года священник Гривцов. Это один из первых экспонатов музея.
Найденная жертвенная плита — это сплошной камень, плоский, слегка вытянутой формы с округлыми краями. На боковых сторонах и плоскостях камня, верхней и нижней, видны следы шлифовки, а грани заглажены. С точки зрения художественного исполнения скульптура очень схематична и напоминает голову барана. Глаза сделаны в виде бугорков, рот намечен простой гранью, которая разделяет верхнюю и нижнюю челюсти.
Исследователи считали, что этот жертвенный камень использовался в погребальном обряде, так как подобные плиты часто оставались на курганах после совершения обрядовых действий. Предполагалось, что они могли изображать тотемное существо.
Важное место в структуре практически любого древнего традиционного ритуала занимал акт принесения чего-либо или кого-либо в жертву. Соответственно, в большинстве святилищ одним из главных элементом был жертвенник — некий сакральный объект, на котором и совершалось жертвоприношение. В индоевропейской культуре, в которой камень имел особое значение, в качестве жертвенника очень часто выступал именно этот материал.
Время бытования обнаруженного в Кургане археологического памятника относится к эпохе раннего железа — от V века до нашей эры до V века нашей эры. С большей вероятностью эту жертвенную плиту можно отнести к скифо-сарматской эпохе. Форма жертвенной плиты характерна исключительно для Зауралья и нигде в других областях не повторяется. Изображения баранов были широко распространены во многих культурах. Очень часто они встречаются и в Сибири, начиная с карасукского времени.
Карасукская культура — это археологическая культура бронзового века конца II — начала I тысячелетия до нашей эры, получившая распространение в Южной Сибири и Казахстане. Названа она по раскопкам эталонных памятников на реке Карасук, притоке Енисея, близ села Батени в Боградском районе в Хакасии.
Найденная жертвенная плита — это сплошной камень, плоский, слегка вытянутой формы с округлыми краями. На боковых сторонах и плоскостях камня, верхней и нижней, видны следы шлифовки, а грани заглажены. С точки зрения художественного исполнения скульптура очень схематична и напоминает голову барана. Глаза сделаны в виде бугорков, рот намечен простой гранью, которая разделяет верхнюю и нижнюю челюсти.
Исследователи считали, что этот жертвенный камень использовался в погребальном обряде, так как подобные плиты часто оставались на курганах после совершения обрядовых действий. Предполагалось, что они могли изображать тотемное существо.
Важное место в структуре практически любого древнего традиционного ритуала занимал акт принесения чего-либо или кого-либо в жертву. Соответственно, в большинстве святилищ одним из главных элементом был жертвенник — некий сакральный объект, на котором и совершалось жертвоприношение. В индоевропейской культуре, в которой камень имел особое значение, в качестве жертвенника очень часто выступал именно этот материал.
Время бытования обнаруженного в Кургане археологического памятника относится к эпохе раннего железа — от V века до нашей эры до V века нашей эры. С большей вероятностью эту жертвенную плиту можно отнести к скифо-сарматской эпохе. Форма жертвенной плиты характерна исключительно для Зауралья и нигде в других областях не повторяется. Изображения баранов были широко распространены во многих культурах. Очень часто они встречаются и в Сибири, начиная с карасукского времени.
Карасукская культура — это археологическая культура бронзового века конца II — начала I тысячелетия до нашей эры, получившая распространение в Южной Сибири и Казахстане. Названа она по раскопкам эталонных памятников на реке Карасук, притоке Енисея, близ села Батени в Боградском районе в Хакасии.