Слово «изразец» происходит от русского слова «разить» («резать»). В «Историко-этимологическом словаре русского языка» Павла Яковлевича Черных — советского лингвиста, доктора филологических наук, профессора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, отмечается, что «изразец — это тонкая плитка из обожжённой глины, покрытая глазурью (иногда орнаментированная), используемая для облицовки стен».
Плита керамическая — изразец печной
Изразцы появились на Руси в XV–XVI веке, их изготовлением занимались только самые искусные мастера, чья работа очень высоко ценилась. Единого стандарта для изготовления изразцов нет и никогда не было, так как все мастера работали по-разному и создавали что-то свое.
Сначала они применялись при строительстве монастырей и церквей. Украшать плиткой убранство домов стали в эпоху царствования Петра Первого. Русский император ввёл правило делать безопасные печи из огнестойкого кирпича и изразцового кафеля в голландском стиле. Сначала новую моду приняли лишь в крупных городах — Санкт-Петербурге и Москве, и уже позже, в начале 19 века, изразцы распространились по всей стране.
Делают изразцы из глины, а сырье используют самое разное. Обычно глину разделяют на белую и красную, высокопористую и низкопористую. Качество глины, ее внешний вид зависит от химических свойств материала: если в глине много железа — она будет иметь красный оттенок, если в ней больше каолина — будет более белой. Выбор материала зависит от поставленной перед мастером задачи.
Изразцы принято делить на глазурованные и неглазурованные. Глазурь — это разноцветное или прозрачное стекловидное вещество, которое наносят на готовый изразец тонким слоем, а затем отправляют на обжиг. Глазурованные изразцы смотрятся богаче и красивее, они отличаются особенным блеском, насыщенностью и прочностью. По большей части до наших дней дошли именно такие изразцы, потому что глазурь сделала их прочными.
Существуют расписные и гладкокрашеные изразцы. Расписные сначала покрывают росписью, а затем накладывают глазурь и обжигают.
Сюжеты для росписи изразцов тоже выбирали самые разные, всё зависело от конкретного мастера и местности. Встречались бытовые и религиозные сюжеты, изображения зверей и птиц, кружева узоров, географические картины и так далее.
И в наше время есть мастера, которые умеют создавать красоту и делают невероятные изразцы и по качеству, и по внешнему виду.
Плита керамическая — изразец печной
