Плащ алтайского шамана изготовили вручную ориентировочно в конце XIX века. Такое облачение использовалось при камлании, то есть поклонении духам земли, Эрлику — божеству нижнего мира, его сыновьям, кровным духам.
Шаманизм содержал в себе три положения: веру во множественность душ у человека; веру в существование духов-помощников и в шамана как связующее звено между духами и человеком; идею трехчастной структуры мира (верхний, средний и нижний миры). Согласно одному из мифов, первый шаман был обучен камланию повелителем подземного мира. Вероятно, благодаря этому за шаманизмом закрепилось название «Черная вера».
Наряду с черными шаманами у алтайцев существовал класс белых шаманов. Камлание первых было связано со всеми уровнями вселенной, вторых — исключительно с небесными божествами. Белыми шаманами становились главы семейств и родов, которые выполняли жреческие функции и совершали общеродовые жертвоприношения. В отличие от черных, белые шаманы не входили в экстатические состояния, а копировали их.
Черные шаманы не участвовали в совершении ритуалов жизненного цикла (рождения, бракосочетания, беременности и смерти), в их обязанности входило излечение людей, которые, по представлениям людей, становились жертвами вредоносных духов. Кроме того, они занимались предсказаниями и управляли погодой. В качестве атрибутов шаман использовал бубен с колотушкой, трость.
Важное значение имел костюм, в котором шаман камлал. Плащ из коллекции музея имеет вид короткой шубы с длинными рукавами и многочисленными жгутами с подвесками. Его сшили из оленьих шкур мехом вовнутрь, украсили тканями, перьями, металлическими и стеклянными пуговицами, колокольчиками, раковинами и бусами.
У плаща круглый ворот, который был украшен опушкой меха, широкие рукава. Спинка плаща была декорирована полосой красной кожи с пришитыми на нее семью куклами из разноцветного ситца и сатина. Эти куклы символизировали дочерей верховного светлого бога Ульгеня.
На левом заплечье мастер пришил кованый железный
лук со стрелой. Ниже он расположил девять металлических колокольчиков. Во время
камлания шаман активно двигался, колокола издавали звук, который, согласно
верованиям, отпугивал злых духов. На плечевых швах были нашиты изображения змей. Они
рассматривались как посредники между верхним, средним и нижним мирами.