Согласно истории мебели, сначала люди создали скамью, которую позже сузили до табуретки, а потом у данной конструкции появилась спинка.
Первые диваны появились в Османской империи. Словом «диван» на фарси, а также в турецком и в арабском языках изначально называли «исписанные листы бумаги» или «списки», затем этим словом стали обозначать учетные книги, потом канцелярии. В конце концов оно добралось до типичной для подобных учреждений мебели — длинных скамей с мягкой набивкой.
Диваны играли большую роль в интерьере русских домов в начале XIX века. В дворянских домах появились диванные комнаты.
Эти предметы интерьера имели прямоугольные очертания, их формы были внушительны и монументальны. Вместо локотников выполнялись боковины с резными колонками. Стояли такие диваны на широких прямоугольных опорах или на ножках в виде львиных лап. Изготавливали диваны в форме ладьи или широкого кресла, а резным локотникам зачастую придавали форму лебедей, львов или сфинксов. Гладкие поверхности спинок и локотников покрывались фанерой высокого качества из красного дерева или карельской березы.
В экспозиции музея представлен диван в стиле модерн с массивным высоким изголовьем. Деревянная часть изголовья украшена резными растительными мотивами (также в стиле модерн) и прямоугольным зеркалом, которое имеет лишь декоративное значение. Диван и его круглые локотники обтянуты черным дерматином без рисунка и рельефного тиснения.
Внешний вид представленного в экспозиции предмета мебели дает возможность предполагать, что изготовлен он был в начале XX века, вероятно, в Российской империи.
Зарубежные мастера использовали только красное дерево. В России ремесленники также использовали другие ценные породы древесины — карельскую березу и орех.
С 1900 по 1917 год интерьеры особняков знати и дворянских домов определял стиль русский модерн. Его черты очень схожи с традиционным европейским модерном, который зародился в конце 1880-х годов и стал ведущим стилем в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и дизайне в конце XIX — начале ХХ века.