В коллекции Тобольского губернского музея хранится меховая шаманская парка, воссоздающая образ птицы. Такая парка была индивидуальным культовым предметом для шамана, как и бубен, и позволяла ему проводить обряды и путешествовать между мирами. Этот экземпляр сшили вручную сухожильными нитками, с использованием техники сшивной мозаики — когда собирали много мелких деталей в одну. Подол парки украсили длинной бахромой из белого и коричневого козьего волоса, а спинку — длинными кистями из ремешков и конской шерсти.
Полный набор музейного шаманского костюма состоит из нагрудника, парки, обуви, головного убора, дротика, специальных рукавиц. По своей конструкции и оформлению он сложен — в нем есть изображения духов всех сфер. На костюм поместили духов-помощников — покровителей предков. Это металлические фигурки, антропоморфные и зооморфные, головной убор в форме венца со стилизованным изображением оленьих рогов или лебедя, журавля. Все они имели символический смысл и моделировали вселенную конкретного шамана. Ранее на шаманские шапки приделывали не стилизованные, а настоящие оленьи рога.
Шаманская одежда у одного и того же народа существовала в разных вариантах. Но, несмотря на всю внешнюю пестроту, шаманские костюмы имели одинаковое значение — они воссоздавали образ зверя или птицы. Шаманский нагрудник селькупов часто символизировал грудь птицы. По мнению исследователя Виктора Васильева, «весь костюм в целом, по-видимому, представляет шкуру птицы; надев ее, шаман получает возможность летать, куда ему захочется…».
Добрые духи населяли землю, воздух, некоторые имели способность проникать под землю, под воду, помогали при лечении и в промыслах. Злые духи жили в подземном мире, принося болезни, нужду, неудачу, несчастье. Духам в образе птиц отводилась роль разведчиков, помогающих в путешествиях шаману. Они связывали его с небесным миром. Дух орла выполнял охранительные функции по отношению к солнцу, небу, земле. Шаманы лишь в исключительных случаях обращались к нему за помощью. В паре с орлом всегда была лебедь.
Лебедь — птицу-солнце, дух добра — приносили в жертву с целью задабривания духов болезни, когда очень тяжело болел член семьи шамана или сам шаман. В путешествиях в потусторонние миры шамана сопровождала гагара. Она связывала его с водной стихией, помогала преодолевать водные препятствия, отыскивать и уничтожать злых духов в подводном мире. Фигуру гагары шаман использовал во врачевании. Клюв птицы направляли в больное место — считалось, что он вытаскивает и уничтожает духов болезни.
Полный набор музейного шаманского костюма состоит из нагрудника, парки, обуви, головного убора, дротика, специальных рукавиц. По своей конструкции и оформлению он сложен — в нем есть изображения духов всех сфер. На костюм поместили духов-помощников — покровителей предков. Это металлические фигурки, антропоморфные и зооморфные, головной убор в форме венца со стилизованным изображением оленьих рогов или лебедя, журавля. Все они имели символический смысл и моделировали вселенную конкретного шамана. Ранее на шаманские шапки приделывали не стилизованные, а настоящие оленьи рога.
Шаманская одежда у одного и того же народа существовала в разных вариантах. Но, несмотря на всю внешнюю пестроту, шаманские костюмы имели одинаковое значение — они воссоздавали образ зверя или птицы. Шаманский нагрудник селькупов часто символизировал грудь птицы. По мнению исследователя Виктора Васильева, «весь костюм в целом, по-видимому, представляет шкуру птицы; надев ее, шаман получает возможность летать, куда ему захочется…».
Добрые духи населяли землю, воздух, некоторые имели способность проникать под землю, под воду, помогали при лечении и в промыслах. Злые духи жили в подземном мире, принося болезни, нужду, неудачу, несчастье. Духам в образе птиц отводилась роль разведчиков, помогающих в путешествиях шаману. Они связывали его с небесным миром. Дух орла выполнял охранительные функции по отношению к солнцу, небу, земле. Шаманы лишь в исключительных случаях обращались к нему за помощью. В паре с орлом всегда была лебедь.
Лебедь — птицу-солнце, дух добра — приносили в жертву с целью задабривания духов болезни, когда очень тяжело болел член семьи шамана или сам шаман. В путешествиях в потусторонние миры шамана сопровождала гагара. Она связывала его с водной стихией, помогала преодолевать водные препятствия, отыскивать и уничтожать злых духов в подводном мире. Фигуру гагары шаман использовал во врачевании. Клюв птицы направляли в больное место — считалось, что он вытаскивает и уничтожает духов болезни.