Зимний пейзаж «Памятник старины», находящийся в собрании Новокузнецкого художественного музея, характеризует подмосковного живописца Юрия Ивановича Васильева как тонкого лирического художника. Деревенские улочки, тихие уголки старинных русских городов были излюбленными мотивами для этого пейзажиста. Сдержанной палитрой передана атмосфера зимнего дня в Переславле-Залесском — древнерусском городе, расположенном на берегу Плещеева озера.
В непритязательном мотиве, который был выбран художником, нет драматизма, яркого великолепия или торжественности. Лёгкими взмахами кисти написано светло-голубое с едва заметными облаками небо, более фактурно изображён снег с протоптанными тропинками. Светлые стены зданий Свято-Троицкого Данилова монастыря, будто зыбкий мираж, почти растворяются в окружающем светло-снежном зимнем пространстве. Ощущение умиротворённости и тихой грусти создаёт образ, воплощённый в работе. Сюжет, взятый художником с натуры, вызывает у зрителя не только эстетические переживания, но рождает тёплые чувства, навевает воспоминания и заставляет задуматься о вневременном.
Пейзаж создан уже вполне зрелым живописцем (спустя десятилетие после окончания Московского художественного училища памяти восстания 1905 года). Здесь запечатлены строения Даниловского монастыря, расположенного в Переславле-Залесском. С западной стороны в обитель ведут святые ворота с надвратной церковью в честь Тихвинской иконы Божией Матери: именно эти ворота изображены на пейзаже справа. Прямо за ними находится соборный храм во имя Живоначальной Троицы. Самого храма на работе не видно, но левее святых ворот изображена двухэтажная колокольня с шатровым верхом (1689 год). Чуть позади колокольни находится небольшое здание церкви во имя Всех Святых, возведённой в камне в 1687 году. Её предшественница — деревянная Всехсвятская церковь, построенная ещё преподобным Даниилом — была первым храмом на территории обители.
В советское время монастырь не действовал. Часть монастырских построек были переданы местному музею (благодаря стараниям его директора, который пытался сохранить наследие древнерусских мастеров). В 1930-м году были сняты колокола, а на следующий год разобрали окружавшую монастырь ограду с башнями. Во второй половине 1930-х годов большинство зданий Данилова монастыря на договорной основе занимала машинно-тракторная станция (МТС), в 1937 году было предложено исключить Данилов монастырь из списков памятников старины и передать его для учреждений МТС. К счастью, в этом вопросе МТС потерпела неудачу. В 1950-х годах монастырские строения были заняты военной частью, а в 1960-х здесь состоялась первая реставрация.
Юрий Васильев родился в Наро-Фоминске в 1924 году. В пятнадцатилетнем возрасте он начинает обучатся в художественной студии. Окончив 9 классов, поступает в Московское художественное училище памяти восстания 1905 года. Великая Отечественная война прервала учёбу: юноша был призван в армию.
После возвращения с фронта продолжает занятия и в 1950 году получает диплом.
Скромный архитектурный мотив, опоэтизированный художником, в чём-то созвучен «тихим» строкам его младшего современника Николая Рубцова: