В коллекции Тобольского губернского музея представлена плоская отливка в виде птицы с человеческой головой. Это элемент археологического памятника — Истяцкого клада, содержащего культовые предметы железного века. Он был найден при расчистке канавы на почтовой дороге возле Истяцких юрт в Тобольской губернии.
Отливка сделана из бронзы. Голову мастер срезал прямо, контур лица сливается с шеей. На одном плече птицы он отлил рельефное изображение медведя, на другом — неизвестного зверя. На груди мастер сделал рельефный рисунок, а также полосы, имитирующие крылья и хвост птицы.
Исследователи предполагали, что Истяцкий клад, часть которого представлена в музее, нашли на остатках древнего жертвенного места или святилища одного из местных угорских племен, проживавших на данной территории. Найденные вещи были культовыми и скорее всего принадлежали шаману — и являлись предметами жертвоприношений либо посредниками-помощниками в шаманских обрядах. Связь птиц с духовным миром характерна для мифологии финно-угров.
Отождествление души с крылатым образом птицы прослеживается практически у всех аборигенных этносов Сибири и Урала. Нарымские селькупы считали, что душ четыре, а главная, олицетворяющая жизненное начало, выглядит как птица с человеческим лицом. Ханты и манси предполагали наличие у живого человека пяти или четырех душ, при этом три души имели облик птиц. Иными словами, птицеидолы являлись вместилищем душ умерших людей.
Птицевидные идолы из меди и бронзы были широко распространены на Урале и в Западно-Сибирском регионе. Образ птицы с человеческим лицом относится к Кулайской культуре раннего железного века — это самый популярный образ того времени. Родиной Кулайской культуры стала таежная территория, протянувшаяся от Уральских гор на восток через всю Сибирь. Это одна из наиболее ярких культурно-исторических общностей, существовавших с середины I тысячелетия до нашей эры до середины I тысячелетия нашей эры. Название она получила по месту найденного на горе Кулайке в Чаинском районе Томской области в 1922 году клада — бронзового котла и мелких бронзовых и серебряных вещей.
Металл в районы Западной Сибири и далеко на север проник с Урала, из мест, где была развита Иткульская культура, относящаяся к первой половине раннего железного века (VII–III века до нашей эры). Ее территория занимала районы горно-лесного и лесостепного Зауралья. Археологи указывают на ее угорскую принадлежность. Иткульская культура получила название в честь озера Иткуль, где была выявлена.
Отливка сделана из бронзы. Голову мастер срезал прямо, контур лица сливается с шеей. На одном плече птицы он отлил рельефное изображение медведя, на другом — неизвестного зверя. На груди мастер сделал рельефный рисунок, а также полосы, имитирующие крылья и хвост птицы.
Исследователи предполагали, что Истяцкий клад, часть которого представлена в музее, нашли на остатках древнего жертвенного места или святилища одного из местных угорских племен, проживавших на данной территории. Найденные вещи были культовыми и скорее всего принадлежали шаману — и являлись предметами жертвоприношений либо посредниками-помощниками в шаманских обрядах. Связь птиц с духовным миром характерна для мифологии финно-угров.
Отождествление души с крылатым образом птицы прослеживается практически у всех аборигенных этносов Сибири и Урала. Нарымские селькупы считали, что душ четыре, а главная, олицетворяющая жизненное начало, выглядит как птица с человеческим лицом. Ханты и манси предполагали наличие у живого человека пяти или четырех душ, при этом три души имели облик птиц. Иными словами, птицеидолы являлись вместилищем душ умерших людей.
Птицевидные идолы из меди и бронзы были широко распространены на Урале и в Западно-Сибирском регионе. Образ птицы с человеческим лицом относится к Кулайской культуре раннего железного века — это самый популярный образ того времени. Родиной Кулайской культуры стала таежная территория, протянувшаяся от Уральских гор на восток через всю Сибирь. Это одна из наиболее ярких культурно-исторических общностей, существовавших с середины I тысячелетия до нашей эры до середины I тысячелетия нашей эры. Название она получила по месту найденного на горе Кулайке в Чаинском районе Томской области в 1922 году клада — бронзового котла и мелких бронзовых и серебряных вещей.
Металл в районы Западной Сибири и далеко на север проник с Урала, из мест, где была развита Иткульская культура, относящаяся к первой половине раннего железного века (VII–III века до нашей эры). Ее территория занимала районы горно-лесного и лесостепного Зауралья. Археологи указывают на ее угорскую принадлежность. Иткульская культура получила название в честь озера Иткуль, где была выявлена.