Плоская отливка в виде всадника относится к культовым предметам из Истяцкого клада. Его нашли при расчистке почтовой дороги в 1886 году, предположительно на остатках жертвенного святилища. Эта территория принадлежала одному из древних угорских племен, живших недалеко от Истяцких юрт в Тобольской губернии. Истяцкий клад принадлежал шаману племени, кроме отливки всадника в нем нашли 75 блях с рисунками, фигурок антропоморфных птиц и сломанных бронзовых волков. Для кладов людей кулайской культуры раннего железного века, которые находят в таежной зоне, было характерно многообразие бронзовых изображений.
В мифологии народов ханты и манси всадник символизирует Мир-сусне-хума — «за миром наблюдающего человека», седьмого сына бога Нуми-Торума, посредника между небом и людьми. На своем белом восьмикрылом коне он объезжает землю на высоте облаков, он — «царь идущих облаков». Когда Мир-сусне-хум спускается на землю, под ноги его коню нужно ставить серебряные тарелочки. Его зооморфный облик — речной гусь.
Легенда гласит о том, что Мир-сусне-хум родился между небом и землей, когда его мать Калтащ-эква была спущена с неба в серебряной люльке — поэтому к нему, как и к Калтащ-экве, обращаются с мольбами о покровительстве детям. Мир-сусне-хум хотел повидать отца, и его хитроумная мать устроила так, что Нуми-Торум увидел Мир-сусне-хума раньше старших братьев — тот первым успел привязать своего чудесного коня к коновязи у дома отца. Так он получил не принадлежавшее ему старшинство, богатырское имя и отстоял свое право на главенство среди братьев в борьбе с Полум-Торумом. Рассказывают, что когда Полум-Торум отказался признать главенство Мир-сусне-хума, Нуми-Торум велел связать волосы соперников и положить братьев на крылатого коня. Кто завизжит от боли первым, тот лишится права на богатырское имя. Полум-Торум не выдержал испытания — ему досталась только часть имени верховного бога.
По велению отца Мир-сусне-хум наблюдает за жизнью людей, заботится о них, выступает посредником между людьми и богами, передает наказы своего небесного отца. У северных хантов и манси он выслушивает просьбы шаманов, обеспечивает прочность и стабильность дома и семьи, помогает людям излечиваться от болезней. Поэтому Мир-сусне-хуму приносили жертвы при рождении ребенка, при вступлении в брак, при болезни и перед долгим путешествием — ведь он сам был богом-странником.
В мифологии народов ханты и манси всадник символизирует Мир-сусне-хума — «за миром наблюдающего человека», седьмого сына бога Нуми-Торума, посредника между небом и людьми. На своем белом восьмикрылом коне он объезжает землю на высоте облаков, он — «царь идущих облаков». Когда Мир-сусне-хум спускается на землю, под ноги его коню нужно ставить серебряные тарелочки. Его зооморфный облик — речной гусь.
Легенда гласит о том, что Мир-сусне-хум родился между небом и землей, когда его мать Калтащ-эква была спущена с неба в серебряной люльке — поэтому к нему, как и к Калтащ-экве, обращаются с мольбами о покровительстве детям. Мир-сусне-хум хотел повидать отца, и его хитроумная мать устроила так, что Нуми-Торум увидел Мир-сусне-хума раньше старших братьев — тот первым успел привязать своего чудесного коня к коновязи у дома отца. Так он получил не принадлежавшее ему старшинство, богатырское имя и отстоял свое право на главенство среди братьев в борьбе с Полум-Торумом. Рассказывают, что когда Полум-Торум отказался признать главенство Мир-сусне-хума, Нуми-Торум велел связать волосы соперников и положить братьев на крылатого коня. Кто завизжит от боли первым, тот лишится права на богатырское имя. Полум-Торум не выдержал испытания — ему досталась только часть имени верховного бога.
По велению отца Мир-сусне-хум наблюдает за жизнью людей, заботится о них, выступает посредником между людьми и богами, передает наказы своего небесного отца. У северных хантов и манси он выслушивает просьбы шаманов, обеспечивает прочность и стабильность дома и семьи, помогает людям излечиваться от болезней. Поэтому Мир-сусне-хуму приносили жертвы при рождении ребенка, при вступлении в брак, при болезни и перед долгим путешествием — ведь он сам был богом-странником.