Рубелем называется деревянная доска с вырубленными поперечными желобками. Этот инструмент использовали для выколачивания и глажки белья. Он представляет собой деревянный прямоугольный брусок слегка вогнутой формы с цилиндрической рукоятью и с упором для руки на противоположном конце. Тыльная сторона рубеля украшена резьбой, а на рабочей выполнены поперечные зубцы.
Выстиранную и высушенную вещь аккуратно накручивали на специальную скалку, затем на сверток клали рубель зубчатой стороной вниз и катали его по ровной жесткой поверхности. Белье прокатывали несколько раз, с силой прижимая рубель обеими руками за рукоять и противоположный конец. Его ребристая поверхность разминала жесткую после стирки ткань и разглаживала «морщины». Катка белья требовала достаточных физических усилий, но занимались ей только женщины.
Для изготовления рубелей использовали древесину твердых лиственных пород: дуба, рябины, бука, клена, березы. Торцы рубелей ровно опиливали, острые углы на гранях округляли напильником. Затем на нижней поверхности рубеля нарезали «валики». Для этого на поверхности прочерчивали параллельные линии через определенные промежутки и делали пропилы глубиной 7 миллиметров. С их краев стамеской срезали древесину в направлении пропила, получая углубления между валиками. Затем стамеской сглаживали острые грани, придавая им округлую форму.
Рубель использовали не только для глажки белья, но и в качестве музыкального инструмента. Отличие музыкального рубеля от бытового заключалось в том, что первый был пустотелым, а второй — цельным. В одной из боковых торцевых сторон высверливали резонаторную полость, благодаря которой звук получался громким и гулким. Кроме того, музыкальный рубель был короче обычного, а его рубцы имели более острые грани.
При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водили взад-вперед по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Получался характерный «трещащий» звук. Рубели и в наши дни иногда используют в оркестрах народных инструментов и в фольклорных коллективах.
Выстиранную и высушенную вещь аккуратно накручивали на специальную скалку, затем на сверток клали рубель зубчатой стороной вниз и катали его по ровной жесткой поверхности. Белье прокатывали несколько раз, с силой прижимая рубель обеими руками за рукоять и противоположный конец. Его ребристая поверхность разминала жесткую после стирки ткань и разглаживала «морщины». Катка белья требовала достаточных физических усилий, но занимались ей только женщины.
Для изготовления рубелей использовали древесину твердых лиственных пород: дуба, рябины, бука, клена, березы. Торцы рубелей ровно опиливали, острые углы на гранях округляли напильником. Затем на нижней поверхности рубеля нарезали «валики». Для этого на поверхности прочерчивали параллельные линии через определенные промежутки и делали пропилы глубиной 7 миллиметров. С их краев стамеской срезали древесину в направлении пропила, получая углубления между валиками. Затем стамеской сглаживали острые грани, придавая им округлую форму.
Рубель использовали не только для глажки белья, но и в качестве музыкального инструмента. Отличие музыкального рубеля от бытового заключалось в том, что первый был пустотелым, а второй — цельным. В одной из боковых торцевых сторон высверливали резонаторную полость, благодаря которой звук получался громким и гулким. Кроме того, музыкальный рубель был короче обычного, а его рубцы имели более острые грани.
При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водили взад-вперед по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Получался характерный «трещащий» звук. Рубели и в наши дни иногда используют в оркестрах народных инструментов и в фольклорных коллективах.