В коллекции Липецкого областного краеведческого музея представлена немая клавиатура — аппарат для беззвучной тренировки пальцев пианиста.
Клавиатура представляет собой деревянный футляр с откидной крышкой и клавишный механизм, имитирующий клавиши фортепиано, но без собственного звука. Клавиши обычно имеют стандартный размер и форму, чтобы дать музыканту возможность практиковаться в игре, сохраняя правильную позицию рук и пальцев. Объем клавиатуры — три октавы. Основным отличием немой клавиатуры от классической модели фортепиано является отсутствие звуковоспроизводящего механизма. Поскольку механика немой клавиатуры не имеет молоточков и натяжных струн, она не производит звука при нажатии на клавиши. Однако, несмотря на отсутствие звука, этот инструмент позволяет музыкантам совершенствовать свои навыки и развивать технику игры. Возврат клавиш в исходное положение происходит за счет сопротивления плоских металлических планок, упирающихся на удлиненные концы клавиш. Движение язычков осуществляется благодаря нажатию клавиш, которые служат натягивающим рычагом. Натягивающий рычаг связан с язычками специальными пружинами, которые возвращают язычки в исходное положение после отпускания клавиши.
Такая клавиатура применялась пианистами для поддержания двигательных навыков и пальцевой техники во время переездов или в условиях, исключающих звучание. Немая клавиатура была изобретена американкой Антой Минервой Вирджил и запатентована в 1892 году, получив широкое распространение в связи с бурным развитием виртуозного исполнительского стиля. Немая клавиатура фортепиано часто используется в музыкальном образовании при обучении игре на классическом фортепиано. Она позволяет ученикам развивать координацию движений и технику игры. Некоторые музыкальные школы и колледжи предлагают специальные программы, в которых используется немая клавиатура фортепиано для обучения музыкантов. Такая клавиатура может использоваться как начинающими пианистами, так и опытными музыкантами. Она позволяет сосредоточиться на технике исполнения, без отвлечения на звук.