В коллекции Липецкого областного краеведческого музея хранится список одной из самых почитаемых на Руси икон — Казанской иконы Божией Матери.
Казанская икона Пресвятой Богородицы относится к иконографическому типу «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница». В этом названии заложен глубокий смысл, оно означает, что Пресвятая Богородица для всех верующих служит Путеводительницей ко Христу. На этом типе икон Богородица одной рукой держит младенца Христа, а другой указывает на Него. Но на Казанской иконе Пресвятая Богородица изображена до плеч, поэтому руки не видны. Взгляды Божией Матери и Богомладенца обращены непосредственно на стоящего перед иконой человека. Правая рука Младенца Иисуса Христа поднята в благословляющем жесте, а левая скрыта одеждой.
Образ Богородицы явился в Казани в 1579 году после страшного пожара, охватившего город. В «Сказании» о Казанском образе Богородицы, написанном патриархом Ермогеном в 1594 году, говорится, что девятилетней дочери стрельца царского войска Матроне явилась Божия Матерь с повелением отыскать на пепелище Свой образ. После первого явления Богородицы девочке никто не поверил, но последовали новые явления, и Матрона продолжала просить взрослых отыскать образ. В результате они согласились, и на указанном Богородицей месте нашли завернутую в сукно икону. На месте ее обретения по указу царя были построены Богородицкий девичий монастырь и церковь, а первый ее список отправлен в Москву.
В 1904 году оригинал иконы был похищен из монастыря и, возможно, уничтожен, но сохранились списки, сделанные с него. Характерная особенность Казанской иконы из собрания музея — наличие на ее полях изображений мучеников Флора и Лавра, написанных, по-видимому, по желанию заказчика, особо чтившего этих святых. На Руси святых мучеников Флора и Лавра почитали с древних времен, с XIII века в Новгороде бытовало предание о том, что после открытия мощей этих святых прекратился падеж скота, и о врачевании животных по молитвам к ним.
Когда Казанская икона поступила в собрание Липецкого музея, она
выглядела совершенно иначе: слой лака, покрывавший изображение,
со временем потемнел, и в XIX веке другой иконописец написал
на нем масляными красками новую икону Пресвятой Богородицы. В 90-е
годы XX века икона была отправлена на реставрацию в Москву, где
реставраторы обнаружили более раннее изображение, датировали его XVII–XVIII
веками и освободили от слоя записи.