В Русском музее представлено ценное собрание набивных тканей русской работы XVI — начала XIX века, так называемых верховых набоек.
Искусство набойки родилось в Индии, где испокон веку было развито хлопковое производство. Уже в трудах древнегреческого историка Страбона упоминаются индийские разноцветные набивные ткани. Впоследствии производство набивных тканей распространилось по всей Азии и даже проникло в Африку. В Европе первые набивные ткани появились в Италии, позже в Германии и в других странах Европы.
Самые старые образцы отечественной верховой набойки, находящиеся в собрании Русского музея, датируются XVI–XVII веками. В это время промышленного производства набивных тканей в России не было, не существовало даже мелких мануфактур. Набойки печатали в небольших мастерских, как правило очень маленькими партиями или в единичном количестве. Из них потом шили церковные облачения, оклады богослужебных книг, шатры, знамена и т. п. Несомненно, первые набивные ткани создавались не без участия резчиков по дереву, изготавливавших доски и штампы, а также иконописцев, знакомых с секретами изготовления красок. Старинная русская верховая набойка делалась черной масляной краской по льняному холсту. Рисунок наносили на ткань с помощью деревянных набивных досок. В XVI–XVII веках преобладали крупные массивные доски, целиком резанные из дерева без металлических частей.
Уже в те далекие времена набивные ткани создавались в подражание дорогим тканям иностранного производства или полностью их копировали. В рисунках русских набоек XVII века можно разглядеть элементы орнаментов, типичных для индийского, иранского, китайского текстиля.
Представленный образец набивной ткани создан в подражание дорогим турецким бархатам. Мастер повторил типичную для турецких тканей симметричную композицию, четко читаемый крупномасштабный рисунок. Изображения цветов, листьев и плодов часто встречаются среди рисунков турецких тканей. В исламском искусстве с давних времен существовал запрет на изображение людей и животных, что заставляло турецких мастеров-текстильщиков совершенствоваться в растительных орнаментах.
Искусство набойки родилось в Индии, где испокон веку было развито хлопковое производство. Уже в трудах древнегреческого историка Страбона упоминаются индийские разноцветные набивные ткани. Впоследствии производство набивных тканей распространилось по всей Азии и даже проникло в Африку. В Европе первые набивные ткани появились в Италии, позже в Германии и в других странах Европы.
Самые старые образцы отечественной верховой набойки, находящиеся в собрании Русского музея, датируются XVI–XVII веками. В это время промышленного производства набивных тканей в России не было, не существовало даже мелких мануфактур. Набойки печатали в небольших мастерских, как правило очень маленькими партиями или в единичном количестве. Из них потом шили церковные облачения, оклады богослужебных книг, шатры, знамена и т. п. Несомненно, первые набивные ткани создавались не без участия резчиков по дереву, изготавливавших доски и штампы, а также иконописцев, знакомых с секретами изготовления красок. Старинная русская верховая набойка делалась черной масляной краской по льняному холсту. Рисунок наносили на ткань с помощью деревянных набивных досок. В XVI–XVII веках преобладали крупные массивные доски, целиком резанные из дерева без металлических частей.
Уже в те далекие времена набивные ткани создавались в подражание дорогим тканям иностранного производства или полностью их копировали. В рисунках русских набоек XVII века можно разглядеть элементы орнаментов, типичных для индийского, иранского, китайского текстиля.
Представленный образец набивной ткани создан в подражание дорогим турецким бархатам. Мастер повторил типичную для турецких тканей симметричную композицию, четко читаемый крупномасштабный рисунок. Изображения цветов, листьев и плодов часто встречаются среди рисунков турецких тканей. В исламском искусстве с давних времен существовал запрет на изображение людей и животных, что заставляло турецких мастеров-текстильщиков совершенствоваться в растительных орнаментах.