Одним из излюбленных сюжетов на изразцах было изображение Александра Македонского. Популярность на Руси Александр обрел в XIV–XV веках, когда появился древнерусский перевод греческого романа «Александрия» — повесть о походах и жизни прославленного царя. В произведении описывались не только исторические деяния великого полководца, но и мифы, связанные с ним. И уже на рубеже XVI–XVII веков известность Александра Македонского среди русского народа достигла своего пика. Его образ встречался на предметах декоративно-прикладного искусства, тканях, амулетах, изразцах. Кроме того, изразцы с Александром Македонским можно было увидеть не только на печах, но и на стенах церквей (архитектурные изразцы). Можно предположить, что это было связано с поучительным характером историй про полководца.
На представленном произведении Александр изображен как всадник с мечом в руке. На голове красуется корона. Тщательно проработаны доспехи полководца, грива и сбруя лошади. Над наездником надпись: «Цар Александр М». Искусно выполнена и роспись: аккуратно раскрашены зеленой поливой кольчуга и корона Александра, сбруя, уши, копыта и глаз коня.
На печных изразцах сюжет с изображением Александра Македонского встречается довольно часто. Яркий пример — изразцовая печь XVI–XVII веков в Палатах московских бояр Романовых. Александр Македонский на ней идентичен рассматриваемому, однако представлен зеркально.
История развития печных изразцов прошла долгий путь. Первоначально изразцы были терракотовые (красные) — рельефные, не глазурованные, с естественным цветом глины. С XVII века становятся популярными изразцы, покрытые глазурью: благодаря ней дым из печи не проникал через пористую глину в жилище. Кроме того, такие изразцы не требовали побелки и были приспособлены для мытья. Из-за своего цвета они назывались «муравленые» (трава-мурава). Впоследствии появились и двухцветные рельефные произведения, сочетающие в своей раскраске несколько вариантов поливы. Для создания многоцветных изразцов придумали маленькую хитрость: чтобы разные глазури не растекались и не смешивались, края рельефного рисунка приподнимали вверх, образуя отдельные емкости.
На представленном произведении Александр изображен как всадник с мечом в руке. На голове красуется корона. Тщательно проработаны доспехи полководца, грива и сбруя лошади. Над наездником надпись: «Цар Александр М». Искусно выполнена и роспись: аккуратно раскрашены зеленой поливой кольчуга и корона Александра, сбруя, уши, копыта и глаз коня.
На печных изразцах сюжет с изображением Александра Македонского встречается довольно часто. Яркий пример — изразцовая печь XVI–XVII веков в Палатах московских бояр Романовых. Александр Македонский на ней идентичен рассматриваемому, однако представлен зеркально.
История развития печных изразцов прошла долгий путь. Первоначально изразцы были терракотовые (красные) — рельефные, не глазурованные, с естественным цветом глины. С XVII века становятся популярными изразцы, покрытые глазурью: благодаря ней дым из печи не проникал через пористую глину в жилище. Кроме того, такие изразцы не требовали побелки и были приспособлены для мытья. Из-за своего цвета они назывались «муравленые» (трава-мурава). Впоследствии появились и двухцветные рельефные произведения, сочетающие в своей раскраске несколько вариантов поливы. Для создания многоцветных изразцов придумали маленькую хитрость: чтобы разные глазури не растекались и не смешивались, края рельефного рисунка приподнимали вверх, образуя отдельные емкости.