Виктор Борисов-Мусатов выдающийся русский живописец и график, яркий представитель русского модерна, предшественник русского символизма. Уроженец Саратова, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Василия Поленова, затем в Императорской Академии художеств у Павла Чистякова и в студии Фернана Кормона в Париже. Художник мечтатель, искатель, экспериментатор. Его поиски в области колорита, линии, формы, композиции увенчались многими новаторскими находками и выразительными приёмами. Его шедевры восхищали современников и даже вдохновили его соратников и последователей на создание символистского творческого объединения и выставочного проекта «Голубая роза».
Героини картин Борисова-Мусатова всегда спокойны и медлительны, погружены в созерцательную мечтательность, одетые в богатые, светлые, старинные платья. Рисунки, наброски, этюды, письма художника говорят о том, что в процессе работы над картиной даже самого отвлечённого содержания, ему было необходимо тщательно штудировать натуру.
Часто моделями для картин Борисова-Мусатова становились его близкие, особенно две прекрасные Елены. Этим именем звали его младшую сестру — Елена Эльпидифоровна Борисова-Мусатова (1883—1974) и супругу — Елена Владимировна Борисова-Мусатова, урождённая Александрова (1874—1921). Обе охотно позировали Виктору, да и сами профессионально занимались художественным творчеством. Для данного произведения художнику позировала сестра.
Графический лист «На диване» выполнен в смешанной технике (акварель, гуашь, пастель) и в большей степени демонстрирует живописный выразительный язык.
В интерьере комнаты залитой ровным светом, на серо-зеленоватом диване с фигурной изогнутой спинкой сидит молодая женщина. Ее простое бледное лицо обрамляют густые темные волосы. Светлое голубое платье украшено мелким цветочным узором. На голове небольшая шляпа-чепец с лентами. Сквозь множество мелких, плотно положенных мазков просвечивает бумага, её темный желто-коричневый тон задаёт колористическое единство всей композиции.