Картину «Макар Евсевьев за работой» написал художник Григорий Медведев в Казани в 1930 году. Мордовский музей приобрел эту работу у живописца год спустя вместе с двумя другими. Картины доставили в Саранск по железной дороге.
Мордовский краеведческий музей изначально назывался Саранским музеем родного края. Он был основан в 1918 году. Его сотрудники вели активно пополняли фонды предметами традиционного быта и культуры мордвы мокши и эрзи, документами по истории края, изобразительными материалами. В оформлении экспозиции использовали и художественные произведения, которые рассказывали о самобытных традициях народа. Для этого руководство музея стало привлекать к сотрудничеству профессиональных художников. Так, Григорию Медведеву заказали несколько картин, посвященных мордовскому быту. Часть из них художник написал в Казани, часть — по приезде в Саранск, где жил и работал с 1930 до 1932 года.
Работа выполнена в реалистичной манере. Медведев изобразил пожилую женщину-эрзянку в традиционном праздничном костюме, рядом с которой стоит ребенок. Перед ними за столом сидит ученый-этнограф, энциклопедист и просветитель эрзянского и мокшанского народов Макар Евсевьев. Он записывает местный фольклор со слов женщины.
Герои картины находятся в крестьянской избе. На фоне художник изобразил бревенчатые стены, красный угол с резной божницей, небольшое незанавешенное окно, деревянный стол с традиционными атрибутами гостеприимства — деревянной солонкой и ломтем ржаного хлеба. Рядом с женщиной лежит веретено.
Макара Евсевьева художник Григорий Медведев знал лично. Евсевьев в письмах к племяннику упоминал:
Мордовский краеведческий музей изначально назывался Саранским музеем родного края. Он был основан в 1918 году. Его сотрудники вели активно пополняли фонды предметами традиционного быта и культуры мордвы мокши и эрзи, документами по истории края, изобразительными материалами. В оформлении экспозиции использовали и художественные произведения, которые рассказывали о самобытных традициях народа. Для этого руководство музея стало привлекать к сотрудничеству профессиональных художников. Так, Григорию Медведеву заказали несколько картин, посвященных мордовскому быту. Часть из них художник написал в Казани, часть — по приезде в Саранск, где жил и работал с 1930 до 1932 года.
Работа выполнена в реалистичной манере. Медведев изобразил пожилую женщину-эрзянку в традиционном праздничном костюме, рядом с которой стоит ребенок. Перед ними за столом сидит ученый-этнограф, энциклопедист и просветитель эрзянского и мокшанского народов Макар Евсевьев. Он записывает местный фольклор со слов женщины.
Герои картины находятся в крестьянской избе. На фоне художник изобразил бревенчатые стены, красный угол с резной божницей, небольшое незанавешенное окно, деревянный стол с традиционными атрибутами гостеприимства — деревянной солонкой и ломтем ржаного хлеба. Рядом с женщиной лежит веретено.
Макара Евсевьева художник Григорий Медведев знал лично. Евсевьев в письмах к племяннику упоминал: