За годы работы у Н.К. Крупской возник свой взгляд на систему воспитания и образования детей. Согласно нему, коллектив стоял выше индивидуальности, а общественное — выше личного. В своих статьях она доказывала, что проблемы воспитания и обучения тесно связаны с социальными проблемами, а возможность детям трудящихся получить всестороннее развитие и образование может быть создана рабочим классом только после завоевания им власти.
Н.К. Крупская
Н.К. Крупская в своем кабинете (1937 г.)
С 1917 года в стране развернулась массовая кампания по ликвидации неграмотности. Надежда Крупская руководила народным образованием СССР более 20 лет.
Работала в государственной комиссии по просвещению и Наркомпросе в качестве руководителя внешкольного отдела.
С 1921 года возглавляла Главный политико-просветительный комитет (Главполит-просвет), в ведении которого находилась вся массово-политическая работа среди взрослых.
Трудилась в научно-педагогической секции Государственного Ученого Совета (ГУСа).
Принимала участие в разработке учебников и программ для учебных заведений.
В 1929 г. была назначена заместителем народного комиссара по просвещению и работала на этом посту до конца своих дней.
По выражению А.В. Луначарского, она была «душой Наркомпроса», все важные вопросы решались при ее активном участии.
За небольшой промежуток времени в СССР была создана многоступенчатая система государственного воспитания и образования.
- Для детского возраста — ясли, для дошкольного — детские сады.
- Начальное и среднее образование дети и подростки получали в школах.
- Среднее специальное получали в производственно-технических училищах и техникумах.
- В 1930 году ЦК ВКП (б) принял постановление о введении всеобщего обязательного начального образования.
- В 1940-х было введено обязательное семилетнее образование.
- В 1960-х введено обязательное восьмилетнее образование.
- К 1975 году завершился переход к всеобщему обязательному среднему образованию.
Необходимым условием для воспитания здорового поколения она считала физическое воспитание дошкольников. В целях укрепления здоровья детей в детских садах строго соблюдались правила санитарии и гигиены, организовано правильное питание детей, научно разработанный режим дня. Большое значение она придавала длительному пребыванию детей на свежем воздухе, подвижным играм и прогулкам.
Крупская была одним из первых советских педагогов, пропагандировавших идею тесной взаимосвязи семьи и школы, воспитанию у детей духа коллективизма. Она большую роль в сплочении детского коллектива придавала совместному пению песен, играм, а также коллективному труду ребят.
Особую роль Крупская уделяла вопросам самоуправления школьников. Она считала, что школьное самоуправление создаёт для ребенка особое доброжелательное пространство в школе, помогает научить детей коллективно строить новую жизнь: судьба страны зависит от каждого человека — гражданина страны. Надежда Константиновна считала, что учителю необходимо научить детей самостоятельно получать знания, уметь работать с книгами, выражать свои мысли в устной и письменной формах и анализировать информацию.
Н.К. Крупская (1938 г.)
Н.К. Крупская стала первым в нашей стране доктором педагогических наук (1936 г.), была избрана почетным академиком АН СССР (1931 г.). Она являлась членом ЦК Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков), депутатом и членом Президиума Верховного Совета СССР.
Педагогическое наследие Крупской представляет собой стройную систему взглядов на воспитание подрастающего поколения. Свои стремления в педагогике она соотносила с созданием нового общества и воспитанием человека, который будет созидать и совершенствовать мир вокруг себя.
Литвинов С.А. Н.К Крупская. Жизнь, деятельность, педагогические идеи. – Киев: Радянська школа, 1970. – 224 с.
Книга Степана Андреевича Литвинова – это опыт творческого подхода к оценке педагогического наследия Надежды Константиновны с точки зрения задач советской школы, автор книг проводит всесторонний анализ педагогической системы Надежды Константиновны.
Центральная городская библиотека им. Н.К. Крупской города Тамбова
Н.К. Крупская
