Свет как символ Божественного присутствия отмечал наиболее благодатные места в храме. Лампада использовалась в убранстве храма как осветительный прибор для точечного освещения прежде всего чтимых икон, находившихся в иконостасе и на клиросах храма. Точечное освещение во время богослужения создавало неповторимую атмосферу глубокой скорби с лучом молитвенной надежды.
Подвесной светильник на цепях в виде чаши называется «кадило». Терракотовые и медные кадила-лампады различных форм в большом количестве были найдены в христианских катакомбах. В русскоязычных источниках кадило называется по-разному: «лампада», «свеща», «свещник», «свеча». Большие светильники, состоящие из нескольких свечей или лампад, именуются «поликадило» (от греческого πολύς — «многий» и κανδήλα — «свеча») и «паникадило» (от греческого πάς — «весь» и κανδήλα — «свеча»).
Византийские бронзовые и серебряные кадила V–VII веков, подвешенные на трех цепях, изготавливались в виде сосудов полусферической, цилиндрической или фигурной формы, ваз с поддоном или с небольшими ножками. Поддон и ножки были необходимы для установки светильников на плоскость для заполнения их маслом и смены фитиля.
В начале XII века русский игумен Даниил сообщал, что во время паломничества в Иерусалим видел кадила, в которые вливают масло и ставят фитили в оловянных держателях. Он же поставил на гробе Господнем «свое» кадило «от всей Русской земли». У иконостаса над царскими дверями кадило обычно подвешивалось на шнуре, что позволяло при необходимости его опускать и поднимать.