Механический лаг представляет собой счетчик для измерения скорости судна относительно воды. Прибор из коллекции музея изготовили в Англии в первой половине XX столетия. Сохранилась надпись на устройстве — Walker’s tent CHERUB — и маркировка 1503 Е. Компания Thomas Walker & Son, которая изготовила этот лаг, была основана в 1830-х годах в Бирмингеме. Дело Томаса Уокера (1805–1871) продолжил его сын Томас Фердинанд Уокер (1838–1921).
В разное время создавались ручные, механические и электромеханические лаги. Первые представляли собой деревянный, вырезанный из доски в виде сектора поплавок, в округлую кромку которого врезался небольшой свинцовый груз. К сектору прикрепляли лаглинь — тонкий трос особой выделки. Лаглинь разбивали ввязанными в него кончиками с узлами на одинаковые отрезки, равные 1/120 части морской мили, чуть больше 15 метров.
Чтобы узнать скорость хода судна, за борт бросали сектор ручного лага. Матрос отсчитывал количество узлов, которое проходило через его руку за полминуты. Поскольку расстояние между узлами было равно 1/120 мили, а полминуты составляли 1/120 часа, то количество узлов, пройденных за это время, было равно количеству миль, которое судно проходило за час.
В настоящее время ручным лагом пользуются в редких случаях — из-за трудности работы с ним во время волнения моря. К тому же со временем появились более совершенные приборы для измерения скорости судна, например механический лаг. Он состоял из вертушки, которая буксировалась на лаглине за судном, и счетчика оборотов вертушки. Под влиянием встречных струй воды вертушка крутилась, делая за милю определенное количество оборотов.
Информация передавалась на счетчик, который крепился обычно на гакаборте судна, то есть на части кормовой оконечности. На циферблате счетчика размещались две стрелки, которые показывали отсчет лага. Одна из них отвечала за количество пройденных миль, другая — за десятые доли мили, то есть кабельтовы.
Принцип действия гидродинамических и электромеханических лагов основан либо на измерении силы давления воды, образующейся при движении судна, либо измерении скорости вращения вертушки лага от встречных струй воды.
Со временем борт судна получил такое же название.
Когда моряки хотели сказать, что судно стоит бортом к чему-нибудь, например к
волне, они говорили: «Стоит лагом к волне»или «отшвартовались лагом к пристани».