Напрестольный крест — это неотъемлемый атрибут христианского богослужения, один из важнейших предметов в наборе литургической утвари и в церковном убранстве каждого православного храма. От других типов крестов, используемых во время литургии, такой крест отличается размером, формой, богатством и изысканностью декора.
Художественное решение напрестольного креста не регламентировано, но чаще всего на нем бывает изображен распятый Спаситель. Напрестольный крест может быть изготовлен из дерева, кости, металла. Особой красотой отличаются напрестольные кресты, украшенные расписной эмалью.
По православной традиции по окончании Божественной литургии священник выносит молящимся напрестольный крест, и они прикладываются к нему. Прикладываются к напрестольному кресту и в завершение Таинств венчания, крещения, соборования.
Напрестольный крест, используемый во время богослужения, — это образ Креста Христова. Крест для верующего — это орудие спасения, которым Господь победил диавола и даровал людям возможность быть с Богом в земной жизни и в вечности.
Напрестольный крест, или «Распятие», из экспозиции музея имени Андрея Рублёва выполнен из золоченого медного сплава. Он отличается от московских образцов обилием орнамента, своеобразием стиля и техники изготовления, а также сравнительно недорогим материалом. Исследователи отмечают похожие узоры, такие же цвета эмали по меди и характерные приемы техники эмали по скани на аналогичных предметах из Великого Устюга конца XVII века.
Мелкие элементы растительного орнамента выполнены в технике скани
и украшены глухой (непрозрачной) эмалью темно-синего, голубого, желтого,
белого, зелено-голубого цветов. Таким же орнаментом покрыта оборотная сторона
и боковые поверхности креста. На лицевой стороне креста — литая
фигура распятого Иисуса Христа с крестчатым нимбом, это разновидность круглого
нимба, внутри которого помещен крест и иногда греческие буквы. Фигура Спасителя
выполнена под влиянием образцов народного творчества мастеров Русского Севера
XVII века. Похожие по типу лики и фигуры Христа можно видеть
на многочисленных замечательных памятниках деревянной резьбы, а также
на литых и чеканных изображениях на богослужебных крестах
позднего Средневековья.
В нижней части ствола креста, под нижней перекладиной, представлено сканное
изображение головы Адама, обозначающее место Распятия, гору Голгофа. Согласно
поздним апокрифам первый человек Адам был погребен на том же месте горы Голгофа
близ Иерусалима, где претерпел жертвенную смерть Иисус Христос.