Плетение считается одним из самых древних ремесел. Оно было известно первобытным народам задолго до появления ткачества и гончарного дела. Чаще всего в древности плели из соломы — высушенных стеблей злаковых растений, преимущественно ржи. Ржаные стебли были самыми длинными и отличались особой прочностью, благодаря чему не ломались при плетении. Солома была дешевым и доступным материалом, не требующим сложной обработки. Кроме того, ржаная солома хорошо держала форму.
Из соломы делали посуду для хранения зерна. Солому не едят мыши, поэтому такие емкости защищали запасы от грызунов. Кроме того, такой материал предохранял содержимое от сырости, поскольку солома не пропускает влагу. Для дополнительной прочности плетеные корзины мастера народа мордва-мокша обмазывали изнутри глиной. Из соломы и тростника делали чашки и блюда для муки и круп. В соломенных коробах женщины хранили нитки и мочки — подготовленные для прядения волокна.
Перед плетением солому тщательно подготавливали: отбирали ровные стебли и распаривали, чтобы придать материалу гибкость. Корзины изготавливали в технике спирального плетения. Слегка скрученный соломенный жгут обматывали прочной нитью: льняной или конопляной, либо полоской лыка или бересты. После этого жгут укладывали по спирали плотными витками. Толщина жгута зависела от размера изготавливаемого изделия.
Позже вместо нитей из растительных волокон начали использовать бечевку. В этом случае несколько тонких стебельков, сложенных вместе, обматывали бечевкой и сворачивали в маленькое кольцо. Обмотав кольцо несколько раз, постепенно начинали скручивать вокруг него оставшуюся часть жгута. После каждого оборота иголку подсовывали под очередной виток бечевки, расположенный на предыдущей спирали.
Изделия, выполненные в технике спирального плетения, выходили, как правило, округлой, шарообразной или цилиндрической формы, с круглым или овальным основанием. Если сосуду хотели придать цилиндрическую форму, жгуты одинакового размера наращивали по вертикали вверх на необходимую высоту.
Из соломы делали посуду для хранения зерна. Солому не едят мыши, поэтому такие емкости защищали запасы от грызунов. Кроме того, такой материал предохранял содержимое от сырости, поскольку солома не пропускает влагу. Для дополнительной прочности плетеные корзины мастера народа мордва-мокша обмазывали изнутри глиной. Из соломы и тростника делали чашки и блюда для муки и круп. В соломенных коробах женщины хранили нитки и мочки — подготовленные для прядения волокна.
Перед плетением солому тщательно подготавливали: отбирали ровные стебли и распаривали, чтобы придать материалу гибкость. Корзины изготавливали в технике спирального плетения. Слегка скрученный соломенный жгут обматывали прочной нитью: льняной или конопляной, либо полоской лыка или бересты. После этого жгут укладывали по спирали плотными витками. Толщина жгута зависела от размера изготавливаемого изделия.
Позже вместо нитей из растительных волокон начали использовать бечевку. В этом случае несколько тонких стебельков, сложенных вместе, обматывали бечевкой и сворачивали в маленькое кольцо. Обмотав кольцо несколько раз, постепенно начинали скручивать вокруг него оставшуюся часть жгута. После каждого оборота иголку подсовывали под очередной виток бечевки, расположенный на предыдущей спирали.
Изделия, выполненные в технике спирального плетения, выходили, как правило, округлой, шарообразной или цилиндрической формы, с круглым или овальным основанием. Если сосуду хотели придать цилиндрическую форму, жгуты одинакового размера наращивали по вертикали вверх на необходимую высоту.