Корчагу передал в музей житель рабочего поселка Николаевка Н. Корнеев в 2015 году. Сосуд изготовили в селе Большое Казариново Большеболдинского района Нижегородской области. Владелец сообщил, что корчагу использовали в семье для хранения пуре — традиционного мордовского обрядового напитка.
Корчагой называется большой глиняный горшок для хранения пищевых продуктов — сосуд темно-графитового цвета с туловом яйцевидной формы, широким дном и узким горлом. Его матовая поверхность декорирована прерывисто нанесенными вертикальными «лощеными» полосами, более темными, чем фон.
Одна из распространенных декоративных гончарных техник называется морение или чернение. Гончарные изделия, изготовленные в такой технике, легко узнаваемы: их цвет варьируется от темно-коричневого до черного с серебристым отливом. Такие оттенки им придает железо, содержащееся в глине, которое проявляется с помощью восстановительного обжига.
На определенном этапе обжига в печь добавляли так называемые восстановители — материалы, выделяющие много дыма, например смолистые еловые дрова. Печь замуровывали, чтобы перекрыть доступ кислорода. В итоге посуда приобретала необычный «металлический» вид. Она пользовалась большим спросом на ярмарках, в том числе у мордовского населения.
Мордва охотно покупала большие горшки — корчаги — для хранения домашней браги «пуре». Изначально так называли древнейший обрядовый напиток, который был обязательным компонентом жертвенной пищи во время общественных молений. Священное пуре настаивали на меду с примесью перги — пыльцы растений, уложенной в ячейки сотов, залитой медом и законсервированной, — ржаном солоде и хмеле в небольших липовых бочонках.
По окончании процесса брожения пуре переливали в глиняные корчаги. Этот способ хранения напитков был известен еще в древности. Глина позволяла сохранить вкус и аромат содержимого, а главное, была наиболее доступным и дешевым материалом для крестьянского хозяйства.
В первые десятилетия XX века употребление пуре утратило сакральное значение. Оно превратилось в праздничный слабоалкогольный напиток из кипяченой воды, меда, дрожжей и хмеля, рецепт которого передается из поколения в поколение в каждом селе.
К середине XX столетия стал угасать и казариновский гончарный промысел. В 1970-х годах его попытались возродить на базе гончарного цеха местного колхоза. В цехе работало на постоянной основе 5-6 мастеров, а продукцию развозили по всей округе. Однако в начале 1990-х годов цех закрыли. В 2000 году в городе Богородске Нижегородской области открылся Центр развития гончарного искусства, мастера которого возродили древнейшую технику морения в современных условиях.
Корчагой называется большой глиняный горшок для хранения пищевых продуктов — сосуд темно-графитового цвета с туловом яйцевидной формы, широким дном и узким горлом. Его матовая поверхность декорирована прерывисто нанесенными вертикальными «лощеными» полосами, более темными, чем фон.
Одна из распространенных декоративных гончарных техник называется морение или чернение. Гончарные изделия, изготовленные в такой технике, легко узнаваемы: их цвет варьируется от темно-коричневого до черного с серебристым отливом. Такие оттенки им придает железо, содержащееся в глине, которое проявляется с помощью восстановительного обжига.
На определенном этапе обжига в печь добавляли так называемые восстановители — материалы, выделяющие много дыма, например смолистые еловые дрова. Печь замуровывали, чтобы перекрыть доступ кислорода. В итоге посуда приобретала необычный «металлический» вид. Она пользовалась большим спросом на ярмарках, в том числе у мордовского населения.
Мордва охотно покупала большие горшки — корчаги — для хранения домашней браги «пуре». Изначально так называли древнейший обрядовый напиток, который был обязательным компонентом жертвенной пищи во время общественных молений. Священное пуре настаивали на меду с примесью перги — пыльцы растений, уложенной в ячейки сотов, залитой медом и законсервированной, — ржаном солоде и хмеле в небольших липовых бочонках.
По окончании процесса брожения пуре переливали в глиняные корчаги. Этот способ хранения напитков был известен еще в древности. Глина позволяла сохранить вкус и аромат содержимого, а главное, была наиболее доступным и дешевым материалом для крестьянского хозяйства.
В первые десятилетия XX века употребление пуре утратило сакральное значение. Оно превратилось в праздничный слабоалкогольный напиток из кипяченой воды, меда, дрожжей и хмеля, рецепт которого передается из поколения в поколение в каждом селе.
К середине XX столетия стал угасать и казариновский гончарный промысел. В 1970-х годах его попытались возродить на базе гончарного цеха местного колхоза. В цехе работало на постоянной основе 5-6 мастеров, а продукцию развозили по всей округе. Однако в начале 1990-х годов цех закрыли. В 2000 году в городе Богородске Нижегородской области открылся Центр развития гончарного искусства, мастера которого возродили древнейшую технику морения в современных условиях.