В традиционной мокшанской и эрзянской культуре цилиндрическую долбленую емкость называли «парь».
Кадка для хранения одежды, представленная в экспозиции, выдолблена из цельного ствола липы. Днище состоит из двух дощечек и крепится к стенкам при помощи гвоздей. Парь богато орнаментирован в технике трехгранно-выемчатой резьбы. От верхнего края вниз идет полоса лентовидного геометрического орнамента. Он состоит из четырех рядов квадратов, каждый из которых разделен на четыре треугольника. Ниже расположены окружности: солярные знаки (символы вселенной) в виде восьмилепестковой розетки. Среди них размещены антропоморфные фигуры.
Парь делали только из цельного ствола липы: эрзяне считали это дерево «чистым». Из одного дерева получалось два-три паря высотой около метра и с толщиной стенок до 2 сантиметров. Самые большие пари имели диаметр около 80 сантиметров.
Подобные емкости в старину использовали для хранения самых разных продуктов. В зависимости от назначения их называли по-разному. Например, в «почфтонь парь» клали муку, в «шапакс парь» — тесто. Брагу хранили в «поза парь», соль — в «сал парь», а для сбивания масла использовали «пихтембарь». Орнамент на пари, в которых хранили пищу, никогда не наносили.
Наиболее известной и почитаемой разновидностью паря был «эрямо парь» — «кадка для жизни», в которой девушки хранили свое приданое. Иногда их называли «одирьвань парь», что в переводе означает «кадка невесты». По преданиям мордвы, девушка, выходя замуж, «умирала» для семьи, в которой родилась, и все ее личные вещи после свадьбы должны были храниться в этой кадке.
Мастера-резчики уделяли оформлению таких парей особое внимание: орнамент имел не только декоративное, но и сакральное значение. Простые геометрические фигуры — треугольники, квадраты, круги — составляли орнаментальные ленты. Каждый из горизонтальных ярусов заключал в себе узор из одного-двух мотивов. «Эрямо парь» для девушки либо изготавливал отец или старший брат, либо покупал будущий свекор.
На крышку кадки накидывали кованую железную скобу, которую запирали навесным замком. Укладка приданого в парь была одним из важнейших ритуалов свадьбы, поэтому все действия производились в строгой последовательности. Складывали вещи замужние родственницы невесты в сенях, на потолке которых не было земли. Между «двумя землями», по преданиям мордвы, можно было собирать только покойников, а живых — нет, иначе они «не будут жителями», то есть их брак не будет долговечным.
Сначала парь очищали от нечистой силы «живым огнем» — зажженной лучиной липы, затем освящали иконой. Первым в кадку клали намоленный «хлеб здоровья» — «шумбра кши». Вслед за этим на дно укладывали пять серебряных монет: четыре по краям и одну в середину, на хлеб. Женщина, которая проводила это таинство, сопровождала свои действия словами:
Кадка для хранения одежды, представленная в экспозиции, выдолблена из цельного ствола липы. Днище состоит из двух дощечек и крепится к стенкам при помощи гвоздей. Парь богато орнаментирован в технике трехгранно-выемчатой резьбы. От верхнего края вниз идет полоса лентовидного геометрического орнамента. Он состоит из четырех рядов квадратов, каждый из которых разделен на четыре треугольника. Ниже расположены окружности: солярные знаки (символы вселенной) в виде восьмилепестковой розетки. Среди них размещены антропоморфные фигуры.
Парь делали только из цельного ствола липы: эрзяне считали это дерево «чистым». Из одного дерева получалось два-три паря высотой около метра и с толщиной стенок до 2 сантиметров. Самые большие пари имели диаметр около 80 сантиметров.
Подобные емкости в старину использовали для хранения самых разных продуктов. В зависимости от назначения их называли по-разному. Например, в «почфтонь парь» клали муку, в «шапакс парь» — тесто. Брагу хранили в «поза парь», соль — в «сал парь», а для сбивания масла использовали «пихтембарь». Орнамент на пари, в которых хранили пищу, никогда не наносили.
Наиболее известной и почитаемой разновидностью паря был «эрямо парь» — «кадка для жизни», в которой девушки хранили свое приданое. Иногда их называли «одирьвань парь», что в переводе означает «кадка невесты». По преданиям мордвы, девушка, выходя замуж, «умирала» для семьи, в которой родилась, и все ее личные вещи после свадьбы должны были храниться в этой кадке.
Мастера-резчики уделяли оформлению таких парей особое внимание: орнамент имел не только декоративное, но и сакральное значение. Простые геометрические фигуры — треугольники, квадраты, круги — составляли орнаментальные ленты. Каждый из горизонтальных ярусов заключал в себе узор из одного-двух мотивов. «Эрямо парь» для девушки либо изготавливал отец или старший брат, либо покупал будущий свекор.
На крышку кадки накидывали кованую железную скобу, которую запирали навесным замком. Укладка приданого в парь была одним из важнейших ритуалов свадьбы, поэтому все действия производились в строгой последовательности. Складывали вещи замужние родственницы невесты в сенях, на потолке которых не было земли. Между «двумя землями», по преданиям мордвы, можно было собирать только покойников, а живых — нет, иначе они «не будут жителями», то есть их брак не будет долговечным.
Сначала парь очищали от нечистой силы «живым огнем» — зажженной лучиной липы, затем освящали иконой. Первым в кадку клали намоленный «хлеб здоровья» — «шумбра кши». Вслед за этим на дно укладывали пять серебряных монет: четыре по краям и одну в середину, на хлеб. Женщина, которая проводила это таинство, сопровождала свои действия словами: