Юго-западная этническая группа мордвы-мокши проживает на территории Зубово-Полянского и Торбеевского районов Мордовской Республики, а также в Белинском районе Пензенской области.
Основными занятиями населения этой территории как в прошлых веках, так и в наши дни остаются земледелие и животноводство, а также пчеловодство. Эти земли являются коренными местами расселения мордвы, на что указывают археологические находки VII–XI веков рядом с селами Журавкино и Старое Бадиково.
В экспозиции представлен праздничный костюм девушки из народности мокша. Самобытный мокшанский костюм отличался пышным объемом. Главным его элементом была свободная белая рубаха, которую носили с большим напуском, мягко спадающим на бедра. Праздничная рубаха девушек и молодых женщин называлась «кота таргаф щам», от повседневного варианта она отличалась более богатой вышивкой. Белизну холста, из которого шили одежду, подчеркивала яркая вышивка, выполненная в контрастных цветах: черном, лиловом, зеленом, голубом, оранжевом. Костюм дополняли узорчатыми украшениями из цветного бисера, а также серебряными монетами и стеклянными бусами.
Под рубаху надевали передник с рукавами — запон. Спереди он был чуть ниже пояса, а кокетка — отрезная деталь на спине — доходила только до лопаток. По подолу, кокетке и краю рукавов передник вышивали орнаментом. Изначально запон был частью рабочей одежды, но вскоре превратился в элемент парадного костюма.
В разных селах юго-западной группы мордвы-мокша костюмы немного отличались друг от друга. Например, в северных селах региона рубаху носили с большим навершником-запоном. Также девушки надевали своеобразные головные уборы из полотенца с нарядными концами. Местные бисерные украшения отличались пастельными расцветками материалов. Кроме того, на севере носили ярко-зеленые кашемировые кушаки — широкие пояса.
Несмотря на то, что в целом процесс изменения и развития народного костюма прекратился в 1950-х годах, в некоторых регионах мокши, особенно пожилые, продолжают носить традиционную одежду, например, на юго-западе республики. Многие женщины-мокшанки до сих пор надевают белоснежный традиционный наряд в день престольных праздников, отправляясь в церковь или на кладбище.
Местные умелицы по заказам односельчан нередко переделывают старые бисерные украшения, создают аналогичные из новых материалов. Часто владельцы старинных костюмов обновляют их более простыми средствами, нашивая крупные блестки и елочную мишуру.
Основными занятиями населения этой территории как в прошлых веках, так и в наши дни остаются земледелие и животноводство, а также пчеловодство. Эти земли являются коренными местами расселения мордвы, на что указывают археологические находки VII–XI веков рядом с селами Журавкино и Старое Бадиково.
В экспозиции представлен праздничный костюм девушки из народности мокша. Самобытный мокшанский костюм отличался пышным объемом. Главным его элементом была свободная белая рубаха, которую носили с большим напуском, мягко спадающим на бедра. Праздничная рубаха девушек и молодых женщин называлась «кота таргаф щам», от повседневного варианта она отличалась более богатой вышивкой. Белизну холста, из которого шили одежду, подчеркивала яркая вышивка, выполненная в контрастных цветах: черном, лиловом, зеленом, голубом, оранжевом. Костюм дополняли узорчатыми украшениями из цветного бисера, а также серебряными монетами и стеклянными бусами.
Под рубаху надевали передник с рукавами — запон. Спереди он был чуть ниже пояса, а кокетка — отрезная деталь на спине — доходила только до лопаток. По подолу, кокетке и краю рукавов передник вышивали орнаментом. Изначально запон был частью рабочей одежды, но вскоре превратился в элемент парадного костюма.
В разных селах юго-западной группы мордвы-мокша костюмы немного отличались друг от друга. Например, в северных селах региона рубаху носили с большим навершником-запоном. Также девушки надевали своеобразные головные уборы из полотенца с нарядными концами. Местные бисерные украшения отличались пастельными расцветками материалов. Кроме того, на севере носили ярко-зеленые кашемировые кушаки — широкие пояса.
Несмотря на то, что в целом процесс изменения и развития народного костюма прекратился в 1950-х годах, в некоторых регионах мокши, особенно пожилые, продолжают носить традиционную одежду, например, на юго-западе республики. Многие женщины-мокшанки до сих пор надевают белоснежный традиционный наряд в день престольных праздников, отправляясь в церковь или на кладбище.
Местные умелицы по заказам односельчан нередко переделывают старые бисерные украшения, создают аналогичные из новых материалов. Часто владельцы старинных костюмов обновляют их более простыми средствами, нашивая крупные блестки и елочную мишуру.