Деревянный кубок чорон был изготовлен из цельного куска дерева в первой четверти XX века. Мастер придал сосуду форму горшка на трех фигурных ножках, выполнил округлое дно. Тулово сферической формы переходит в слабовыраженную шейку и затем в слегка отогнутый венчик. Толстые стенки сосуда в нижней части утончаются к верху.
Ножки отходят от середины дна под углом и заканчиваются изображением лошадиных копыт. Наружная поверхность кубка была украшена двугранно-выемчатой резьбой четырьмя рядами орнаментальных бордюров. Ряды штрихов проходят и по боковым поверхностям ножек.
Такой чорон использовался якутами для подачи на стол кумыса — кисломолочного напитка из кобыльего молока, в том числе во время народных гуляний. Главным праздником этого тюркского народа считается Ысыах, который традиционно сопровождается кумысопитием из больших деревянных кубков, играми, спортивными состязаниями.
Основным традиционным занятием народа было коневодство. В русских документах XVII века якуты назывались конными людьми. Согласно данным, этот регион на протяжении многих лет занимает первое место в России по конному поголовью. Так, в 2022 году в республике насчитывалось более 180 тысяч лошадей.
Деятельность якутов не ограничивается коневодством. Они разводят крупный рогатый скот, на севере — оленей. Породы скота в этом регионе всегда отличались выносливостью, но при этом также малопродуктивностью. Несмотря на занятия охотой, собирательством и рыбалкой, основной пищей считается все же молочная, особенно летом. Если из кобыльего молока здесь по обыкновению готовят кумыс, то из коровьего — простоквашу, сливки, масло. Причем в народе появилась традиция употреблять масло растопленным или с кумысом.
Рыбная пища в регионе играла главную роль для
бедняков и жителей северных районов, где не было скота. Мясо употреблялось в
основном богатыми. Особенно ценилась конина. В XIX столетии в употребление
вошла ячменная мука, из которой начали делать пресные лепешки, оладьи, похлебку.
Чорон для кумыса появился в музее благодаря Омскому отделу Русского
географического общества в 1923 году.