Земледельческий инструмент борона представляет собой решетку, сплетенную из прутьев при помощи лыка. В местах скрепления на небольшом расстоянии друг от друга вставлены деревянные колышки. С передней стороны при помощи лыка и веревки приделана петля из загнутого прута.
По одной из версий, слово «борона» происходит от слова «оборона», так как этот инструмент помогал прикрыть землей семена и тем самым сохранял посевы. Боронование предохраняло почву от высыхания, выравнивало ее поверхность. При помощи бороны землю рыхлили и перемешивали. Кроме того, это орудие частично уничтожало сорняки, выдирая их с корнем.
Древнейшей бороной была так называемая борона-суковатка в виде связанных половин недлинных еловых бревен с длинными сучками. Представленная в экспозиции плетеная борона представляет собой ее усовершенствованный вариант. Такое орудие изготавливали из рамы еловых, березовых или орешниковых жердей, в которую косо укрепляли от 25 до 36 деревянных заостренных зубьев, зафиксированных гибкими черемуховыми ветками или расщепленным корневищем.
Зубья передних рядов бороны были несколько короче задних: так инструмент лучше двигался по земле. Кроме того, нагрузка на заднюю часть бороны была больше, и задние зубья стирались быстрее, чем передние. Благодаря гибкому креплению к оглоблям, борона двигалась вперед не стороной, а углом, так что каждый зуб прочерчивал особую борозду. Иногда оглоблями служил длинный ивовый прут, который запрягали в борону без дуги.
В старину борону часто использовали и в ритуальных действиях. Например, с ней обходили село, чтобы защитить его от зла и нечисти. Также считалось, что сквозь зубья инструмента можно увидеть ведьм, домовых и леших. С бороной было связано огромное количество народных поверий и гаданий. С ее помощью «прогоняли» беду и болезнь, с ней связывали деторождение, замужество и смерть.
Борона считалась символом мужского начала, а земля — женского, поэтому, по поверьям, борона дарила плодородие земле. С ее помощью призывали весну и добрый урожай. Перед севом яровых по полю на бороне провозили девушку-«веснянку», чтобы «свезти зиму на санях и привезти весну на бороне». Большим грехом считалось без дела тянуть борону по деревне — это могло навлечь страшные бедствия: мор скота, пожары и эпидемии.
По одной из версий, слово «борона» происходит от слова «оборона», так как этот инструмент помогал прикрыть землей семена и тем самым сохранял посевы. Боронование предохраняло почву от высыхания, выравнивало ее поверхность. При помощи бороны землю рыхлили и перемешивали. Кроме того, это орудие частично уничтожало сорняки, выдирая их с корнем.
Древнейшей бороной была так называемая борона-суковатка в виде связанных половин недлинных еловых бревен с длинными сучками. Представленная в экспозиции плетеная борона представляет собой ее усовершенствованный вариант. Такое орудие изготавливали из рамы еловых, березовых или орешниковых жердей, в которую косо укрепляли от 25 до 36 деревянных заостренных зубьев, зафиксированных гибкими черемуховыми ветками или расщепленным корневищем.
Зубья передних рядов бороны были несколько короче задних: так инструмент лучше двигался по земле. Кроме того, нагрузка на заднюю часть бороны была больше, и задние зубья стирались быстрее, чем передние. Благодаря гибкому креплению к оглоблям, борона двигалась вперед не стороной, а углом, так что каждый зуб прочерчивал особую борозду. Иногда оглоблями служил длинный ивовый прут, который запрягали в борону без дуги.
В старину борону часто использовали и в ритуальных действиях. Например, с ней обходили село, чтобы защитить его от зла и нечисти. Также считалось, что сквозь зубья инструмента можно увидеть ведьм, домовых и леших. С бороной было связано огромное количество народных поверий и гаданий. С ее помощью «прогоняли» беду и болезнь, с ней связывали деторождение, замужество и смерть.
Борона считалась символом мужского начала, а земля — женского, поэтому, по поверьям, борона дарила плодородие земле. С ее помощью призывали весну и добрый урожай. Перед севом яровых по полю на бороне провозили девушку-«веснянку», чтобы «свезти зиму на санях и привезти весну на бороне». Большим грехом считалось без дела тянуть борону по деревне — это могло навлечь страшные бедствия: мор скота, пожары и эпидемии.