В домонгольской Руси были широко распространены нагрудные кресты-мощевики — энколпионы. Это кресты-складни, образующие небольшую емкость между створками, где можно хранить христианскую святыню, оберегающую от злых сил. Это могли быть мощи святого, крошка просфиры или щепотка святой земли. Как правило, энколпионы носили поверх одежды.
Ношение таких складней с оберегами было связано с византийской традицией, пришедшей на Русь: на верующего возлагали крест во время обряда крещения, и крещеный христианин нес свой крест всю земную жизнь. Относились к энколпионам как к святыням, дорожили, тщательно хранили, передавали мощевики потомкам, иногда, по какому-то великому случаю, отдавали в дар церкви. Это была не только сакральная, но еще и очень дорогая вещь.
Большинство домонгольских крестов-энколпионов создано под влиянием византийских и южнорусских образцов XI–XIII веков. На энколпионах изображали фигуры святых, в ранневизантийский период встречались изображения райских птиц и благопожелательные формулы. Например, слова «свет» и «жизнь» на парных золотых крестах с эмалью.
Створка креста-энколпиона с изображением Богоматери Одигитрии (Купятицкой) из экспозиции Музея имени Андрея Рублёва датирована рубежом XI–XII веков. Тогда это был медный литой двухстворчатый крестик, который принято было носить поверх одежды на гайтане или цепочке. В верхнем и нижнем концах — крепления в виде двойного ушка.
Купятицкий образ Богородицы назван по месту чудесного явления в лесу близ села Купятичи (ныне в Пинском районе Брестской области, Белоруссия). По легенде, шестилетняя пастушка заметила сияющий медный крест, повисший на ветвях дерева. На одной стороне этого креста был изображен распятый Спаситель, а на другой — Божья Матерь с Младенцем Христом. В XVII–XVIII веках Купятицкая икона была известна как одна из главных святынь Киева, она находилась в древнем соборе Святой Софии.
Византийское влияние сказалось на форме створки — четырехконечной с прямыми углами
у средокрестия, с округлыми концами. На боковых и верхнем концах в круглых
медальонах — поясные изображения святых. От фигур в медальонах
сохранились только очертания, и этого недостаточно, чтобы узнать, чьи это
образы. Такая неопределенность характерна для большинства меднолитых
энколпионов, так как из-за частого использования контуры рельефов быстро
стирались.