В своем творчестве Александр Иванович Лактионов много раз обращался к жанру автопортрета. Собрание нашего музея украшает его работа, созданная в 1952 году (тогда же показана на Всесоюзной художественной выставке).
«Автопортрет» А.И. Лактионова вызывает в памяти тип русского интеллигента XIX века. Образ конкретен, но некие общие вневременные свойства характера русского интеллигентного человека просматриваются сквозь индивидуальный облик.
Глаза художника, затенённые строгой линией бровей, смотрят так пристально, их живой блеск так выразительно правдоподобен, что, кажется, трудно выдержать их взгляд. Модель не из тех, с кем легко возникают отношения доверительного дружелюбия: насторожённо-замкнутый художник словно сопротивляется поверхностному взгляду постороннего, настраивая на волну более официального знакомства.
Пред нами конкретный человек с умным, вдумчивым лицом, несклонный к открытому проявлению чувств, молчаливый, отчасти суровый. Сила его внутренней жизни соответствует внешнему облику. Благородна красивая внешность: высокий лоб в обрамлении тёмно-каштановых волос, тронутых лёгкой сединой, прямой нос с чётко очерченными крыльями, матовый цвет кожи, внушительная осанка, строгий классический костюм-тройка, шёлковый синего тона галстук поверх лёгкой голубизны рубашки.
Раскрытию образа служит статика композиции. Фигура художника, неподвижного на динамичном красном фоне, излучает достоинство. Яркий фон с просвечивающим сквозь лёгкий красочный слой тёмным подмалёвком в сочетании с чёрным пятном гладкой многослойной живописи костюма создают эффект утончённой красоты исполнения и сообщают произведению необходимую меру парадности.
Общая выразительность силуэта, академически правильный рисунок, живописно-пластическая лепка лица, моделированного светотенью, свидетельствуют о высоком мастерстве исполнителя. Ровная поверхность красочного слоя заставляет вспомнить приемы, характерные для старых мастеров, чью технологию живописи Лактионов изучал много лет.
В «Автопортрете» в полной мере проявились характерные особенности живописной системы Александра Лактионова: предельно уточнять форму, строение лица, фигуры, выявлять свойства фактуры, не оставляя следов движения кисти, сближая их тонким слоем краски, «смывать» границы переходов разных объемов и поверхностей живой легкостью светотени. Все эти многообразные качества и составили обаяние психологического по типу портрета, сложному по своему воздействию на зрителя.
Лактионов Александр Иванович (1910–1972) — советский художник, мастер портретной и жанровой живописи. Народный художник РСФСР (1969), действительный член АХ СССР (1958). Учился в Ленинградской Академии художеств. Заметное влияние на молодого художника в период учебы оказал директор Академии, профессор живописи И.И. Бродский, ученик И.Е. Репина, один из основных представителей реалистических традиций в советском изобразительном искусстве. На протяжении всей жизни художник оставался верен традициям социалистического реализма и почти фотографического иллюзионизма, воспринятым от Исаака Бродского.