Шрифт
Цвет
Графика
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Советское искусство в собрании НХМ»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Автопортрет

Время создания
1940
Место создания
Узбекистан, Ташкент
Размер
68,2x53,5 см
Техника
масло, картон
0
Открыть в приложении
#2

Александр Николаевич Волков — самобытный, сильный мастер. Он много работал в жанре портрета, составив целую галерею современников. Часто писал и свои автопортреты, один из которых, датируемый 1940-м годом, хранится в музейном собрании. К этому времени Александр Волков — состоявшийся, известный в Узбекистане художник, преподаватель Ташкентского художественного училища. Спустя три года после создания этого автопортрета ему будет присвоено звание заслуженного деятеля искусств, а в 1946-м — Народного художника Узбекской ССР.


Необычная манера одеваться, сложившаяся по всей видимости ещё в студенческие годы, обращала внимание всех, кто с ним знакомился. Чёрный берет, просторная рубашка с отложным воротником, короткие штаны до колена — эти предметы неизменно присутствовали в костюме Александра Волкова на протяжении его творческого пути. Чёрные чулки, плащ или накидка из ткани в различных вариантах могли дополнять романтический облик, чем-то напоминавший внешний вид итальянских художников эпохи Ренессанса. Не только манерой одеваться запоминался художник своим современникам, но и своей внешностью. Он был человеком невысокого роста, обладал крепкой, спортивной фигурой. Лицо его напоминало лицо римлянина. Глаза, тёмные, глубокие, сравнивали с глазами орла, «глядящего, не смыкая век, на солнце».


Именно таким предстаёт перед нами художник на погрудном автопортрете 1940-го года: широкоплечий, физически крепкий, — Волков запечатлел себя в самом разгаре творческих сил (ему здесь 54 года). Живописец буквально излучает жизненную энергию: это впечатление рождается в том числе и из-за активного разворота головы и плеч, сообщающего фигуре ощущение динамики. Свободно пишет Волков фон, широкими взмахами — одежду. Пристально всматриваясь в своё отражение, более подробно, детально лепит лицо: взгляд тёмных глаз направлен не на зрителя, но чуть в сторону, брови, тонкие, чёрные, изогнуты дугой, волосы, от виска к виску начёсанные на лоб, выглядывают из-под тёмного берета.


В портрете нет палитры — символа артистической профессии (А.Н. Волков несколько раз пишет свои автопортреты, изображая себя с палитрой в руке), но на фоне просматриваются очертания картины в тонкой раме: пейзаж с деревьями и три человеческих фигурки. Возможно, это одна из тех работ, которые были закончены незадолго до написания этого автопортрета. В конце 1930-х годов, в предвоенное время, художник как раз был увлечён созданием пейзажей-жанров, которые писал с натуры, в поисках мотивов прогуливаясь по окраинам родного Ташкента.


Созданный художником образ несколько выделяется на фоне прежних более сдержанных и статичных изображений: создаётся впечатление, будто Александр Николаевич написал работу на основе яркого и почти случайного впечатления от момента, когда уже спешил отправиться с этюдником на прогулку, чтобы в очередной раз воспеть в живописи горячо любимый Узбекистан: 

#3

Далёких гор лазурное сиянье, 

И кишлаков чудеснейший ковёр, 

И ветерок, Юсуп-ханэ дыханье, —

Мой край! 

А.Н. Волков, 1923 г.
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Автопортрет

Время создания
1940
Место создания
Узбекистан, Ташкент
Размер
68,2x53,5 см
Техника
масло, картон
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%