Юбка была сшита на швейной машине из домотканой ткани, смешанной пестряди чёрного цвета с крупным контурным рисунком из клеток красного, белого и зелёного цветов.
Состоит из четырёх прямых полос ткани: одной передней и трёх боковых. К переднему полотнищу добавлена прямоугольная полоса фабричного производства тёмно-синего цвета — прошва.
По верхнему краю юбка заложена в мягкие односторонние складки, а пояс узкий и прямой, он завязывается с помощью пояска. К нижнему краю юбки пришиты широкая полоса красного ситца и две тесьмы: бело-коричневая и фиолетовая. С изнаночной стороны к подолу юбки пришита узкая полоса плотной чёрной ткани.
В русской деревне юбки появились не раньше XIX века. До этого женщины носили длинную холщовую рубаху и сарафан. Короткие юбки не допускались: девичья юбка должна была прикрывать только ступни, а у замужних женщин юбка была обязательно до пят.
Юбка из шерсти, состоящая из трёх и более тканевых кусков, называлась «понёва». Она закреплялась на талии с помощью шерстяного шнурка — гашника. Понёву носили женщины, достигшие замужнего возраста.
Изначально понёву носили женщины разных сословий, но в XX веке пришла новая мода. Эта юбка стала атрибутом крестьянского быта, вытеснив городскую одежду.
Понёва имела свои уникальные отличительные черты: она изготавливалась из лоскутов домотканой ткани. Для одной юбки требовалось несколько полотен. Некоторые юбки имели разрез сбоку или спереди. Длина понёвы могла достигать щиколоток или икр, в зависимости от традиций в конкретном регионе.
Юбку понёву делали дома, хотя можно было заказать её у других мастериц или купить на рынке. Выкройка не требовалась, так как для изготовления нужны были только обычные прямоугольные полотна. Единственная хитрость заключалась во вставке гашника.
Ткань для понёвы ткали из крапивы, конопли и шерсти. Допускалось использовать холщовую подкладку. Пояски делали из льняных или кручёных шерстяных ниток. Обычно они имели вид шнура, но некоторые мастерицы изготавливали гашники с тонкой тесьмой, украшая их кистями. Шерстяная юбка понёва отражала достаток семьи.
В фонд музея юбку понёву передала мастерица из города Барабинска, пенсионерка Мотина Маргарита Анатольевна, в 2006 году.