Шкура медведя является обязательным атрибутом особого ритуала в культуре обских угров, называемого «медвежий праздник» или «медвежьи игрища». Этот праздник не привязан к конкретной дате. Его празднуют тогда, когда нескольких семей в поселке по согласованию добудут на охоте медведя, по которому будут коллективно справлять особые «поминки». Считается, что такой медведь сам выйдет к людям, так как его душа уже собирается отправиться к своему отцу — Богу Торуму.
Шкура медведя в ритуальной позе
Известно, что представители народов манси и ханты всегда относились (и продолжают относиться в наши дни) к медведю с особым почтением. Они видят в нем, прежде всего, сына небесного бога Торума, а также своего духа-покровителя, мифического персонажа, участвовавшего в периоде первотворения мира, исторического и культурного героя, предка-прародителя некоторых хантыйских и мансийских семей, духа-помощника шамана, блюстителя клятвы и хранителя границ среднего и нижнего миров
Считается (по одной из версий), что главная цель, зачем надо убивать медведя и проводить потом поминки по его душе, это обеспечить переход душ людей из иного мира — в мир реальный. Следует подчеркнуть, что в религии хантов идея реинкарнации души (ее многократного возвращения в мир людей, т. е. к новой жизни в другом теле) является базовой идеей, определяющей многие мысли и поступки представителей этих народов. И в этом переходе душ из разных миров, души медведей и людей связаны. Чтобы в хантыйских и мансийских семьях появлялись новые люди, должны уйти в мир иной души медведей. Более того, чтобы не нарушить баланс и обеспечить переходы из миров, медведю должны быть устроены правильные проводы — с ритуальными песнями, танцами, играми. Именно эти проводы-поминки и называют «медвежьим праздником».
Медведица, шкура которой находится в экспозиции, была добыта в ноябре 1989 г. в Ханты-Мансийском районе охотниками Р.Н. и П.П. Хоровыми. Шкура олицетворяет медведя-«гостя» — главного героя медвежьих игрищ. Её сворачивали таким образом, что впереди оказывалась морда и лапы зверя. Именно такое положение принято называть «жертвенной позой».
После того как медведя вносили в дом, проводили сопутствующие ритуалы, и затем хозяин праздника садился рядом с «гостем» и далее он постоянно находился рядом с ним, иногда звонил в колокольчик. На особой палочке — бирке он отмечал каждую песню или сценку, сыгранную на празднике. По душе медведицы справляли праздник-поминки 4 дня (точнее — ночи, так как правильно считается проводить этот ритуал по ночам), а по медведю-самцу — 5 дней (или ночей). Это связано с тем, что ханты и манси считают, что у женщин 4 души, а у мужчин 5 душ.
Шкура медведя в ритуальной позе
