Предназначалась именно для ночного сна ребенка, а также для переноски малыша в спящем состоянии. Изготавливалась, как правило, только из бересты. Хантыйское название такой колыбели: Ыл амтэв—нижняя колыбель.
Колыбель ночная
До трёх лет колыбель являлась «жилищем» ребёнка. До появления первых зубов и проведения обряда имянаречения, в процессе которого в него вселялась верхняя душа лил , младенец находился под постоянной атакой злых духов, желающих в него проникнуть. Поэтому берестяная колыбель считалась не просто вместилищем, где младенец спит, но и его первыми берестяными доспехами, через которые злые духи не могли пробраться внутрь к телу и душе младенца.
Такие колыбели используются до настоящего времени в семьях хантов, не порвавших связи с традиционной культурой. Считают, что легкая берестяная колыбель очень удобна и практична для перевозки младенца во время передвижения: обычно мать держат колыбель с ребёнком, обхватив двумя руками, при перемещении на «Буране», на нартах или моторной лодке (управляет транспортным средством, разумеется, кто-то другой).
Техника изготовления ночных колыбелей, как и изготовление некоторых типов берестяной утвари, в частности, кузовов, представляет собой своеобразное «оригами» — технику складывания листа бересты. Чтобы сложенный лист не изменил форму, изделие скрепляется — прошивается черемуховой саргой или нитками.
Колыбель ночная
