Первое упоминание о «Золотом горшке» можно обнаружить в дневнике Э.Т.А. Гофмана, в короткой записи от 26 ноября 1813 года, а уже 15 февраля 1814 года рукопись была окончена. В том же году она была опубликована в составе сборника «Фантазии в манере Калло», выпущенного в свет Карлом Фридрихом Кунцем, виноторговцем, издателем и близким другом автора. Сам Гофман дал своему произведения характерный подзаголовок, определяющий его жанр — «сказка из новых времён», хотя в литературоведческих исследованиях это произведение нередко называют и повестью, и новеллой.
Полет архивариуса Линдгорста над Дрезденом
Но тут сильно зашумело в воздухе, как будто огромный орел спускался, махая крыльями, и страшный голос закричал: — Эй вы, сволочь! Ну, живей! Прочь скорей! Прочь скорей!
Художник изображает момент полета, предшествующий превращению Линдгорста в орла. Фигура летящего волшебника занимает основную площадь изображения на офорте малого формата, выделяясь контрастным пятном на фоне ночного неба и изображенного в нижней части листа силуэта Дрездена. Образ выполнен резкой плотной экспрессивной линией в подчеркнуто эскизной манере; по контрасту с ним город прорисован подробно и тщательно.
«Щедринская» и «Гоголевская» окраска характерна для цикла иллюстраций С.К. Голощапова к «Избранному» Гофмана. Комичная окраска может быть визуальной отсылкой художника к галерее карикатурных портретов генерала полка, расквартированного в Познани, созданных Гофманом в отместку за социальный ценз, введенный генералом для прохода на устраиваемые им балы.
Полет архивариуса Линдгорста над Дрезденом
