Подстаканник представляет собой специальную подставку, которая охватывает и поддерживает простой стеклянный стакан. В своем большинстве подстаканники имеют цилиндрическую форму и удобную ручку, чтобы держать емкость и при этом не обжигать ладони.
История подстаканников началась в Дореволюционной России, в тот период женщины пили чай из фарфоровых чашек, а вот мужчинам было позволительно пить этот популярный горячий напиток только из стеклянных стаканов. Соответственно чай был слишком горячим, стекло нагревалось, поэтому нужно было придумать некое устройство, дабы пить чай мужчины могли спокойно, не переживая о том, что смогут обжечь свои ладони. Именно по этой причине и в это время были изобретены подстаканники.
Подстаканники изготавливали в частных мастерских и на крупных заводах.
В самых разных стилях (классицизм, ампир, рококо, модерн) и в разной технике (штамповка, литье, чеканка, цветная ретушь). Их украшали цветы, фрукты, ангелы, виньетки, гирлянды, сюжеты — даже из мифов Древней Греции.
Подстаканники, как произведение искусства, создавали лучшие ювелиры — Хлебников, Овчинников, Сазиков, Клингерт, Лорие, Грачев, Дехтерев. Но главное, что подстаканники делал сам Карл Фаберже. После Великой Отечественной войны развивается металлургическая промышленность, и предметы сервировки начинают производить из нержавеющей стали, алюминия, мельхиора. Самым роскошным считался мельхиоровый подстаканник, который стоил недешево.
Создавались целые картины, на первый взгляд, на обычном предмете посуды. На нем появились изображения городов, памятников, замысловатые узоры, сюжеты русских народных сказок.
У подстаканника, из экспозиции, корпус цилиндрический, с штампованным орнаментом на тему советского космоса. Изображена Спасская башня Московского Кремля, планета и облетающие ее спутники, остальной орнамент — растительный в виде плодов и листьев винограда.
В нижней части корпуса имеются вертикальные прорези, верхний край корпуса подстаканника — резной. Ручка петлеобразной формы. На дне клеймо завода: глухарь и буквы: «МНЦ», ц. 2 р. 59 к.
Изготовлен в Кольчугино, именно здесь, на Кольчугинском металлургическом заводе, который на разных этапах своей истории именовался то «Товариществом латунного и меднопрокатного заводов А. Кольчугина», то «Кольчугцветметом» и появились на свет знаменитые подстаканники для массового пользования. Их так и назвали — кольчугинскими.