О яшме сложено множество мифов и легенд. Во все времена она почиталась как священный и драгоценный камень. На протяжении многих веков к ней имели право прикасаться только императоры.
Недаром одним из символов императорской власти в Японии служит украшение из яшмы. Согласно преданию, правители страны Восходящего солнца ведут свой род от древнего бога Ниниги и передают из поколения в поколение особенные дары. Среди них яшмовое ожерелье, дарующее владельцу щедрость и любовь. Жители Японии уверены, что драгоценность и по сей день хранится в святилище императорского дворца в Токио. При этом доподлинно неизвестно как выглядит эта реликвия, ведь увидеть её невозможно. На редкие традиционные церемонии, в которых используется ожерелье, приглашают только узкий круг людей. Кроме того, на подобных мероприятиях запрещают любые виды съёмок.
В России яшма также связана с известной правящей династией. Первый представитель Романовых, обративший на самоцвет свое внимание, был Петр Первый. Именно он начал использовать камень, добытый на Урале, как ювелирный и поделочный материал.
Продолжила работу по популяризации яшмы Екатерина Вторая. К середине XVIII века дворцовые интерьеры из яшмы стали визитной карточкой страны. Члены царской семьи постоянно пополняли Эрмитаж шедеврами камнерезного искусства. Один из главных экспонатов коллекции — девятнадцатитонная ваза, вырезанная из цельной глыбы яшмы. Резчики трудились над её созданием четырнадцать лет. И прежде чем занять специально построенный зал в петербургском музее, ей пришлось преодолеть огромный путь. Почти через всю страну с далекого Алтая она добиралась до Северной столицы сначала в упряжке, запряжённой 160 лошадьми, а затем на плоту. Удивительно, но даже современных мастеров поражает искусное исполнение этой вазы. Дело в том, что в процессе обработки яшмы в ней часто возникают трещины. Риск разрушения становится тем больше, чем сложнее рисунок камня.