Напильник игрушечный можно отнести к группе изделий, моделирующих кузнечное производство, в частности, в завершающей стадии. Традиционно к категории детских игрушек относятся деревянные предметы, найденные на Надымском городке, которые являются миниатюрной точной копией настоящих бытовых вещей. Вероятно, все модели бытовых вещей, составляя большую категорию детских игрушек, были предназначены для формирования навыков и знаний в быту.
Одним из процессов воспитания подрастающего поколения на Надымском городке, была имитация предметов и занятия взрослых. Игрушки залегали в культурном слое повсеместно по всей территории городка и во всех без исключения помещениях. Судя по площади распространения и соотношения количества детских игрушек (целых и обломков) к остальным вещам, воспитание молодёжи составляло значительную часть досуга взрослых.
Игрушки имитировали предметы, имеющие определенное социальное значение. Ребёнок точно и бесхитростно копирует в своих действиях окружающий его мир, и, проанализировав его занятия и игры, можно составить представление об обществе, к которому он принадлежит.
Кроме соотнесения игрушек-имитаций с их реальными прототипами, обладающими социальной значимостью, мы можем произвести анализ данных предметов по другим социальным критериям, например, по полу их обладателя. Можно с уверенностью говорить, что предметы вооружения, охоты и инструменты — относятся к игрушкам мальчиков.
Подводя итог, можно сказать, что детские игрушки являются ценным источником для воссоздания социально-культурного облика общества Западной Сибири в XVII — первой половине XVIII вв.