Воспитывая своих детей, жители Надымского городка моделировали реальные жизненные ситуации. Для имитации охоты или военных столкновений они мастерили деревянные модели ножей, сабель, лука со стрелами. Представленная модель наконечника копья выполнена в натуральную величину, соответствующую железному оригиналу. От десяти своих аналогов, найденных на раскопках, она отличается наличием орнамента. Перо копья, имеющее форму удлиненного треугольника, с обеих сторон покрыто ломаными зигзагооборазными линиями, идущим по ребрам предмета. Углы зигзага, соединяясь в центре, в верхней части пера образуют четкие ромбы. В нижней части узор прорезан небрежно и не образует ромбов. Очевидно, главной целью мастера было всё-таки не формирование подобных фигур, а нанесение зигзага.
Самые интересные размышления руководителя раскопок О. В. Кардаша связаны с черенковой частью наконечника. Дело в том, что её плоский черешковый насад сохранил архаичную форму. Надымские кузнецы, а вслед за ними и резчики по дереву, столетиями не меняли черенок, а к ХVII в. окончательно предпочли «черешковые» копья втульчатым. Последние спокойно могли выменять у русских торговцев на меха, но этого почему-то не происходило. Объяснение заключается по всей видимости в сакральности древней формы копья. Возможно, такой наконечник напоминал первобытные каменные стрелы, которые ассоциировались с «громовыми стрелами» небесного божества. Хозяином такого элитарного предмета мог быть человек, имеющий в городке особый статус: шаман, князец или «лучшие люди» (старшины).
Самые интересные размышления руководителя раскопок О. В. Кардаша связаны с черенковой частью наконечника. Дело в том, что её плоский черешковый насад сохранил архаичную форму. Надымские кузнецы, а вслед за ними и резчики по дереву, столетиями не меняли черенок, а к ХVII в. окончательно предпочли «черешковые» копья втульчатым. Последние спокойно могли выменять у русских торговцев на меха, но этого почему-то не происходило. Объяснение заключается по всей видимости в сакральности древней формы копья. Возможно, такой наконечник напоминал первобытные каменные стрелы, которые ассоциировались с «громовыми стрелами» небесного божества. Хозяином такого элитарного предмета мог быть человек, имеющий в городке особый статус: шаман, князец или «лучшие люди» (старшины).