Модель крестово-купольного храма из нуммулитового известняка с парусами и пятигранной апсидой обнаружена в ходе работы Судакской экспедиции 1990 года под руководством археолога Баранова И.А.
Данная модель храма — это мощехранительница — реликварий.
Для мощей христианских святых делались специальные вместилища — реликварии, формы которых были весьма разнообразны.
В русской церкви принято название мощевик, мощевник, в котором хранятся нетленные мощи (ст.-слав. мошти -мощь, сила).
История реликвариев тесно связана с возникновением храмов-памятников (мартириумов, мартирий) над местом погребений первых христианских мучеников. В крипте мартириума (мартирия), а затем и любого храма, под алтарем помещали ковчег с мощами святого, которому посвящен храм. Многие мартириумы воспроизводили композицию храма Гроба Господня в Иерусалиме.
Миниатюрные модели храма часто воспроизводили храмы, связанные с почитанием определенного святого. Судакская модель напоминает шатровой крышей армянский храм. Каменные модели храмов известны в закавказской Армении. Часто устанавливались на могилах в качестве памятника. Известны такие модели и в крымском средневековье, например, на Эски-Кермене.
Данная модель храма — это мощехранительница — реликварий.
Для мощей христианских святых делались специальные вместилища — реликварии, формы которых были весьма разнообразны.
В русской церкви принято название мощевик, мощевник, в котором хранятся нетленные мощи (ст.-слав. мошти -мощь, сила).
История реликвариев тесно связана с возникновением храмов-памятников (мартириумов, мартирий) над местом погребений первых христианских мучеников. В крипте мартириума (мартирия), а затем и любого храма, под алтарем помещали ковчег с мощами святого, которому посвящен храм. Многие мартириумы воспроизводили композицию храма Гроба Господня в Иерусалиме.
Миниатюрные модели храма часто воспроизводили храмы, связанные с почитанием определенного святого. Судакская модель напоминает шатровой крышей армянский храм. Каменные модели храмов известны в закавказской Армении. Часто устанавливались на могилах в качестве памятника. Известны такие модели и в крымском средневековье, например, на Эски-Кермене.