В разных регионах России мастера, создававшие рубели, украшали их уникальными резными узорами, надписями или рисунками. Один из таких рубелей, представленных в постоянной экспозиции музея, был создан в Томской губернии в 1896 году.
Рубель был вырезан из цельного куска дерева с рукоятью. Его рабочая часть имела прямоугольное сечение с одинаковой шириной и высотой по всей длине. На задней поверхности рубеля была вырезана дата изготовления: «25 февраля 1896 года», а также крестик.
Для создания рубелей использовали сухую древесину твердых лиственных пород, таких как дуб, рябина, бук, клён или берёза. Иногда рукоятку рубеля делали полой и вкладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании.
В России хозяйки использовали свои собственные методы глажки белья. Вместо утюга они применяли скалку с ровным сечением и рубель — специальный инструмент с ребристой поверхностью и ручкой или двумя ручками с обеих сторон. Зубцы рубеля могли быть скруглёнными или трапециевидными.
Рубели передавались в семьях из поколения в поколение.
Чтобы погладить бельё, женщины складывали отжатую вручную одежду, скатерти и полотенца вдоль, стараясь придать им ту же ширину, что и у скалки. Затем они обворачивали ими скалку, образуя тугой свёрток. Рубель клали сверху и прокатывали вперёд от края стола, размягчая и разглаживая ткань — катали. Эта работа была очень тяжёлой, и именно отсюда пошла фраза «Не мытьем, так катаньем», означающая получение результата после длительных и трудных усилий. В данном случае результатом было белоснежное и тщательно выглаженное белье.
По тому, как девушка выполняла эту операцию одной или двумя руками, судили о ее готовности к замужеству. Если она справлялась одной рукой, это означало, что у нее хватит сил на своё собственное хозяйство. Если двумя руками — значит, рановато замуж, ещё слаба.
Рубель часто служил хорошим подарком на свадьбу. В некоторых регионах жених преподносил его невесте, чтобы та смогла показать своё умение им пользоваться, и все присутствующие наблюдали за «экзаменом». Однако и жених должен был проявить себя, ведь такой инструмент часто становился одним из главных украшений в доме благодаря богатому орнаменту и росписи. Иногда он даже служил оберегом, защищающим дом от темных сил.