Крынка — это не просто посуда, а настоящий символ деревенской жизни и натуральной пищи. В этих старинных сосудах хранили молоко и простоквашу, а их вид, развешанные для просушки на кольях плетня, был неотъемлемой частью сельского пейзажа конца XIX — начала XX веков.
В нашей местности особенно были распространены горшки и крынки. Одна из таких крынок, представленная в экспозиции «Крестьянская изба», имеет высокое и достаточно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Объем этой крынки составляет 2 литра.
Глиняная посуда была неотъемлемой частью жизни всех славянских народов, включая наших предков. Крынка использовалась для хранения как парного, так и холодного молока, ведь в то время стеклянных банок еще не было. Пористый материал, из которого изготовлен сосуд, позволял молоку «дышать», что способствовало его лучшему сохранению и предотвращало скисание.
Крынки использовались не только для хранения, но и для приготовления пищи. В них молоко ставили в печь, где оно топилось, не пригорая, и приобретало бежевый или слегка коричневый оттенок. А сверху образовывалась темно-коричневая пенка — очень вкусная и смягченная нижним слоем сливок.
При хранении молока сливки собирались в узкой части крынки, где они становились более густыми и плотными. Крынки не закрывали крышками, а лишь прикрывали марлей или тряпочкой, чтобы молоко могло «дышать», и ставили в погреб. Иногда этими сосудами было заставлено всё помещение. Когда сливок набиралось достаточно, их снимали и взбивали в сливочное масло.
Крынки делились на «женские» и «мужские». Когда женщина приходила на рынок, она брала крынку за узкое место, проверяя, сможет ли удержать её одной рукой, а затем засовывала другую руку внутрь. Если рука проходила — значит, крынка была подходящей. У мужских крынок было другое название — «холостяцкие». Их горлышко было очень широким, чтобы вместить мужскую ладонь.
Крынки изготавливали на гончарном круге. Для выравнивания стенок готового сосуда использовали деревянный нож и мокрую тряпку. Затем посуду сушили в течение суток при комнатной температуре, а затем ещё 3-4 дня досушивали в печи, чтобы достичь необходимого оттенка.