Кадило — сосуд для каждения на богослужениях и требах, который используют священнослужители. Кадило разжигается с помощью древесного угля, на который кладется ладан. При сгорании он выделяет благовонный дым — фимиам.
Еще в домонгольский период из Византии привозили на Русь иконы и благовония. Впервые кацея. вместе с кадильницами упоминается в Ипатьевской летописи под 1146 г. среди различных богослужебных предметов, разграбленных в киевских храмах Ольговичами. Различное наименование говорит о том, что в киевских храмах уже в 1146 г. за богослужением использовались 2 вида кадил: переносные на цепях (кадилницы) и с рукоятью (кацьи). Из летописи известно, что прп. Евфросиния Полоцкая во 2-й пол. XII в. купила в Константинополе «тимиян [ладан] и кацию злату».
В настоящее время в храмах Русской Православной церкви кацеи за богослужением обычно не используется, впрочем, она может применяться для благоукрашения атмосферы храма вне контекста служб.
Каждение совершается в наиболее торжественные моменты богослужения. Оно бывает полным, когда священнослужитель обходит с кадилом весь храм, и малым, когда каждение совершается в алтаре и перед иконостасом.
Когда священнослужитель кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздает Богу подобающую честь и хвалу. Обращенное к людям кадило символизирует благословение и схождение Святого Духа. В ответ на каждение принято кланяться.
Кацея — ручное кадило в форме ковша. Его использовали в древности на Востоке и на Руси до появления кадил с цепочками. Кацея до сих пор используется во время богослужений в Греческой Церкви и старообрядцами, в Русской Православной Церкви практически не применяется. По форме именно на кацею очень похожа кадильница, которую используют миряне дома во время молитвы.
Кацею выковывали или выдавливали из пластин меди, серебра, золота, отливали из бронзы, делали из обожженной глины или вырезали из камня.
Древнейшие кадильницы такого типа использовались для воскурения ароматических смол еще в Древнем Египте и по форме напоминали ложку. Вероятно, подобную конструкцию имели также и ветхозаветные ручные кадильницы, сделанные из золота или меди. Кадила в виде чаши на невысоком круглом поддоне или на ножках с длинной или короткой рукоятью были распространены в христианском Египте и Византии.
Еще в домонгольский период из Византии привозили на Русь иконы и благовония. Впервые кацея. вместе с кадильницами упоминается в Ипатьевской летописи под 1146 г. среди различных богослужебных предметов, разграбленных в киевских храмах Ольговичами. Различное наименование говорит о том, что в киевских храмах уже в 1146 г. за богослужением использовались 2 вида кадил: переносные на цепях (кадилницы) и с рукоятью (кацьи). Из летописи известно, что прп. Евфросиния Полоцкая во 2-й пол. XII в. купила в Константинополе «тимиян [ладан] и кацию злату».
Кацеи, изготовленные русскими мастерами, большей частью повторяли кацеи византийского типа. Они делались с крышкой или без, с рукоятями различной формы (в т. ч. складными). Наиболее ранние кацеи имели форму неглубоких чашек с открытым верхом — «без кровли», с рукоятью в виде «полки» или в виде стержня. При богослужении широко использовались также ручные кадильницы шарообразной или луковичной формы, сверху закрытые крышкой (накровом) с прорезями или отверстиями для выхода дыма сжигаемого ладана и увенчанные крестиком. Крышки подобных кадильниц часто были подвижными (крепились к корпусу на шарнирах).
В настоящее время в храмах Русской Православной церкви кацеи за богослужением обычно не используется, впрочем, она может применяться для благоукрашения атмосферы храма вне контекста служб.