Интерьер Бамбергского театра стал «прототипом» декорации для сцены-апофеоза в мультфильме «Гофманиада». Эрнста назначают капельмейстером театра. Войдя в пустой зал, он мечтает, как на сцене будут идти его постановки: феерия «Щелкунчик», опера «Ундина». А когда директор театра в орденской ленте высказывает свое пренебрежение к нему, Эрнст с помощью волшебного плаща Дроссельмейера становится великаном и обращает его в бегство.
Интерьер театра
Но в реальности мечты стать капельмейстером рухнули, как и планы занять пост директора оперной труппы. 27 февраля 1813 года, он получил от Йозефа Секонды, руководителя оперного коллектива, предложение занять должность капельмейстера. С апреля по май 1813 года супруги Гофман уезжают из Бамберга в Дрезден, а затем, после вступления в город наполеоновских войск, перебираются в Лейпциг, где Гофман приступает к исполнению обязанностей директора труппы. Первое время он испытывал даже чувство удовлетворения от того, что певцы и музыканты воспринимают его с уважением, но рутина повседневной работы приглушила это ощущение успеха. Три раза в неделю спектакль, четыре раза — репетиция. Для новых постановок было очень мало времени, поскольку программа менялась почти еженедельно. На формирование репертуара Гофман влиял мало. Обычно давали проверенные временем, популярные вещи. Гофман лишь обслуживал процесс, не имея возможности расставлять собственные акценты. В феврале 1814 года Секонда, после конфликта с Гофманом, отказал ему в занимаемой должности.
Однако, любимое музыкальное детище композитора, опера «Ундина», имела успех. Премьера оперы состоялась 3 августа 1816 года, в день именин короля. Отзывы были самыми восторженными. Опера выдержала 23 представления, собирались везти ее в Прагу и Вену. Но перед очередным представлением, 29.07.1817 г., театр сгорел. Гофман, живший напротив, с ужасом наблюдал за распространением огня. В пожаре погибли декорации, костюмы, ноты. Сохранились лишь 2 партитуры, написанные рукою композитора, печатный текст либретто и ноты с пометками дирижера. «Музыка отвергла меня», — писал Гофман. Без иллюзий он смотрит теперь на свою карьеру чиновника: теперь он — советник апелляционного суда, имеющий твердый оклад и пользующийся уважением за свои деловые качества, так что иногда ему поручают даже замещать председателя суда. От этого места, обеспечивающего гарантированный заработок и уважение в обществе, он уже не может и не хочет отказываться: Гофманы занимают престижную квартиру на Жандармском рынке, тратят немалые деньги на пирушки в заведении «Люггер и Вегнер» и обеды в ресторане «Дитрих», дорого одеваются.
И все же, несмотря на то, что Гофман для нас — прежде всего литератор, как музыкант он тоже состоялся. Он — первый в истории Кёнигсберга композитор европейского масштаба и один из ведущих композиторов раннего романтизма. Наследие его продолжает изучаться, публиковаться и, что самое главное, исполняться.
Интерьер театра
