Облик Гофмана напоминает песочные часы, очертания которых в нижней половине листа заданы вырезом и отгибами фрака, а в верхней — густыми, наэлектризованными и рассыпающими искры волосами. Портретируемый весь будто составлен из углов: угловатое лицо, угол-нос, резкие носогубные складки, асимметричные брови (одна вопросительно вздернута). Щель саркастического рта и пронзительный взгляд. Портрет удивительно динамичен; изображение словно движется на зрителя, выступая из белизны листа. Этот эффект создается резкими тенями, которыми очерчено лицо, и вихрем, складывающимся из названий произведений («Песочный человек», «Крейслериана») и фрагментов партитуры. Нотный стан со стремительными шестнадцатыми и тридцать вторыми долями и слова улетают назад — это уже пройденный Гофманом жизненный путь. Штрих виртуозный, разной интенсивности и густоты — не верится, что работа создана с помощью самого обычного графитного карандаша.
Автор произведения, Георгий Александрович Елфимов (род. 1949) — один из ведущих российских графиков второй половины 1980-х — 2020-х, педагог. Заслуженный художник Российской Федерации (1994), народный художника России (2012), лауреат множества дипломов и премий. Работает в области станковой графики, эстампа, иконописи, живописи. В 1971 году окончил Ярославское художественное училище, после — Московский государственный художественный институт имени Сурикова. В 1977–1980 учился в аспирантуре Академии художеств СССР (мастерская станковой графики А.А. Кибрика и О.Г. Верейского), тогда же вступил в Союз художников России. С 1981 по 2012 жил и работал в Архангельске, затем переехал в Калининградскую область. Наиболее известны графические циклы Г.А. Елфимова, посвященные Северу — «Русский Север», «Северный край», «Онежский берег Белого моря», «Горный Алтай», «Тундра», «99 видов Северной Двины»; современные интерпретации евангельских сюжетов (серия офортов «Созидание»), жанровые и одновременно философские «Сенокос», «Детские игры», галерея портретов современников «Профили».
Жанр портрета — один из наиболее любимых и художником и одновременно наиболее подверженных творческой эволюции. В девяностые годы он создает в традициях древнерусской иконописи работы «Иоанн Кронштадтский», «Архангел Михаил», «Георгий Победоносец», полиптих «Соловецкие подвижники». В 2010-е — «национальную галерею» портретов известные людей настоящего и прошлого — от Петра Великого до Бориса Гребенщикова. Серию «Профили» сам автор охарактеризовал так:
Здесь изображены те, кто меня чем-то поразил или заинтересовал… почти все персонажи — люди творческие и объединены духовной культурой. Это не стяжатели, а созидатели.
Для «профильного» цикла характерны неожиданные сопряжения образов, парадоксальность и мягкий юмор, что отразилось в самих названиях работ: «Народный художник В.Н. Корбаков показывает свои работы Рембрандту», «Ветер-тролль наигрывает мелодию музыканту Якобу Миккелсену», «Ты меня уважаешь? — Художник А. Григорьев».
Эрнст Теодор Амадей Гофман
