Русских людей, впервые встретивших эвенков, всегда поражала приспособленность этого народа к таёжной жизни. Они отлично знали свою территорию и всю округу, отличались ловкостью, откровенностью, честностью, радушием, преданностью. Они отлично стреляли из лука, а потом из ружей, знали все способы охоты и рыбалки, быстро и умело ставили табор, разводили костёр даже в самую сырую погоду. Без этого в тайге не проживешь. Было известно несколько типов эвенков: «пешие» (охотники), «оленные», орочен (оленеводы) и конные, мурчен (коневоды) и другие.
Эвенки — прирожденные кочевники. Протяженность кочевок охотников-оленеводов достигала сотен километров в год. Без помощи эвенков русским землепроходцам вряд ли удалось бы покорить Сибирь.
Так как эвенки часто кочевали, была очень актуальна проблема перевозки домашних вещей и продуктов. Для этого использовали разные вьючные сумки. Их изготавливали исключительно женщины. Переметная или вьючная сума «Инмэк» есть в фонде Ленского историко-краеведческого музея. Она имеет овальную форму, расширяющуюся кверху. Имеет основу из бересты, обтянутую мехом из шкуры головы оленя. Лоскуты прошиты сухожильными нитками. Горловина сумки на кожаных шнурках, окаймлена лентой из черного и красного материала. Сумка завязывается на тесемки, украшена четырьмя ровдужными бахромами, снабжена ремешками для ношения. Таким образом, плотно вложенные в берестяную сумку продукты и вещи никогда не выпадали и не промокали от дождя. Вот так практично и удобно эвенками решалась задача транспортировки всего нужного.
Сумы крепились с двух сторон к вьючному седлу оленя. В переметных сумах также хранили имущество семьи.
Олень и береза были главным продуктом промысла эвенков. От оленя они получали мясо, шкуры, кости для вырезывания орудий охоты, сухожилия, служившие нитками. От березы — бересту и кору для изготовления детских колыбелей, коробок, корзин, для обшивки юрт.
Основным занятием эвенков была охота на лося, кабаргу, изюбра, медведя, пушного зверя. Орудия охоты — лук и стрелы, с приходом русских — ружье, также петли, самострелы, капканы. Оленеводство имело транспортное направление: использовались вьючные и верховые олени, зимой — упряжки с нартами, ходили на лыжах, подбитых коротким оленьим мехом, легко скользивших по снегу.
Жили обычно в шестовых юртах, летом крытых берестой, а зимой — оленьими шкурами. Юрта состояла из тонких жердей и оленьих шкур с кусками бересты. Земляной пол из невыделанных оленьих шкур и хвойных веток.
Стройные и ловкие эвенки — самые, пожалуй, изобретательные из всех народностей Севера в украшении своей особы и самые щеголеватые, что тонко подметил изучавший их жизнь и быт В.Г. Богораз-Тан. Одежда соответствовала их подвижности, она делалась из оленьих шкур, была легкой, имела форму камзола с расходящимися полами и оторачивалась окрашенной бахромой из меха оленя, украшалась узорами из цветного бисера. Меховая шапка была также богато украшена, а обувь, сшитая из камусов шерстью вверх, была предметом особой гордости и щегольства. Женщины носили ту же одежду с прибавлением роскошной ленты, обвивающей косу, в которую вплетались серебряные пуговицы и другие украшения.
Веками у эвенков развивались искусства и ремесла, обусловленные кочевым образом жизни и мировоззрением охотников. Творческий талант мастериц проявлялся в декоративном оформлении костюма, бытовых и обрядовых изделий, разнообразной утвари, а дарование мужчин-резчиков — в художественной обработке кости, рога, дерева, металлов.
При выделке шкур эвенкийские мастерицы пользуются орудиями обработки шкур, которые раньше перевозились в специальном мешке — кэдэрэрук. Их размер обусловлен удобством при частых перемещениях — они занимали мало места.
Орнамент в одежде обладал сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество. Изображение солнца или орнамента паук означало благопожелание и оберег владельца. В орнаменте часто используется образ солнца. Основные приемы декора у восточных эвенков: вышивка бисером, меховая мозаика, вышивка цветными нитками, подшейным волосом. Семантику декора определил культ природы. Круги с точкой в центре и без нее в виде розеток на одежде — это астральные знаки: солнце, звезды, структура мира. Треугольный орнамент — символ женского пола, связан с идеей и культом плодородия.