Раньше во время поездок вещи укладывали в сундуки, которые размещались в конных экипажах. Любой переезд был важным, серьезным событием, к нему готовились неделями, а паковаться начинали заранее. Брали с собой много всего — ведь в пути предстояло провести несколько дней, останавливаясь отдохнуть на постоялом дворе — если ехали своим экипажем, или же от станции к станции, где можно было сменить лошадей и преодолевать в день до 100—150 верст. В пути было скучно и грязно — дороги между городами и тогда были довольно «гнусными», часто приходилось ехать по топи, вымощенной бревнами. Зато тяжелые деревянные сундуки отлично справлялись с задачей перевезти багаж из точки «А» в точку «Б».
С развитием транспорта в XVIII и XIX веках даже поездки через океан стали почти обычным делом. Чиновники, торговцы, миссионеры или простые авантюристы отправлялись в американские или азиатские колонии на длительные периоды с разнообразным и сложным снаряжением. Эти пассажиры, предшественники современного туриста, конечно же, путешествовали не так, как эмигранты, с простыми картонными чемоданами. Поездка могла длиться несколько месяцев, и их дорожный набор включал кровать, кухонные принадлежности, большие запасы еды и напитков.
Изобретателем современного прямоугольного чемодана с твердой плоской поверхностью считают Луи Виттона, который в 1835 году четырнадцатилетним подростком поступил в мастерскую по изготовлению дорожных сундуков и шляпных коробок. Благодаря французскому мастеру XIX века появилась возможность складировать багаж один на другой, не опасаясь за судьбу хрупких предметов. Новшество путешественникам понравилось, и на рынке появились подделки под продукцию Луи Виттон. Поэтому изобретатель запатентовал свои фирменные расцветки, по которым чемоданы дизайнера узнавали во всем мире.
Постепенно чемодан принял тот вид, который имеет сейчас, но на этом процесс его эволюции не закончился. Существует множество видов багажных принадлежностей разного назначения — для одежды, аппаратуры, детских вещей, с кодовыми замками, сверхлегких из инновационного пластика.
В музее истории Невеля имеется чемодан-шкаф (трофейный), изъят у немецкого офицера. Внутри чемодана стенки оббиты цветной тканью, имеются плечики, чтобы было удобно использовать в походных условиях.