Чатхан (на хакасском языке — чадыған) — старинный многострунный щипковый музыкальный инструмент хакасов. Корпус-резонатор в форме продолговатого ящика, чаще без дна, с прикрепленными вдоль струнами. В древние времена инструмент изготавливали из цельной части кедра или сосны. Прежний чатхан имел всего 3-4 струны, сплетенные из конских волос. Настраивались струны перемещением косточек (овечьи астрагала), располагавшимися под каждой струной. Современный чатхан изготавливается из отдельных дощатых частей и со стальными струнами, настраиваются они при помощи специальных подставок, расположенных под каждой струной.
Чатхан используется при исполнении героических сказаний (алыптыг-нымах), тахпахов* и других хакасских произведений. Чатхан является обязательным атрибутом хайджи. Хайджи — хакасский сказитель-мастер, поющий и повествующий под аккомпанемент народных музыкальных инструментов чатхана или хомыса; Так же музыкант, обладающий горловым пением (хай), аккомпанирующий себе во время исполнения народных лирических песен на чатхане или хомысе. Каждый профессиональный сказитель в своём репертуаре имел от 10 до 20 и более произведений. Таковыми могли стать особо одаренные, обладающие хорошей памятью люди, относящиеся к породе изепчи — то есть «наблюдательные, предсказатели». Хайджи, посвятившие себя эпической поэзии, считались у тюрков Саяно — Алтая людьми с несчастной долей. Они зачастую оставались без семьи, без дома и без богатства. Хайджи пользовались большим уважением в обществе и часто приглашались в гости.
Специфика исполнения на чатхане заключается в игре сидя. Хайджи ставит часть инструмента на колени, остальная часть свисает под наклоном или кладется на стул. Пальцы правой руки извлекают звук со струн. Приемы звукоизвлечения — щипок, удар и щелчок. Левая рука изменяет высоту звучания, меняя положение костяных подставок и натяжение струн.
Тахпахами назывались короткие четырехстишия, близкие по своей форме и значению к японскими танко и хокку. Первые две строки представляют аллегорическое отступление, в котором певец описывает силу и красоту природы — цветение трав, журчание ручьев, величие гор, быстроту течения реки, а в заключительных двух строчках описывает конкретный смысл, применимый к данной ситуации. Довольно часто происходили состязания, где мастера старались превзойти друг друга в умении экспромтом сочинять тахпахи.
Чатхан используется при исполнении героических сказаний (алыптыг-нымах), тахпахов* и других хакасских произведений. Чатхан является обязательным атрибутом хайджи. Хайджи — хакасский сказитель-мастер, поющий и повествующий под аккомпанемент народных музыкальных инструментов чатхана или хомыса; Так же музыкант, обладающий горловым пением (хай), аккомпанирующий себе во время исполнения народных лирических песен на чатхане или хомысе. Каждый профессиональный сказитель в своём репертуаре имел от 10 до 20 и более произведений. Таковыми могли стать особо одаренные, обладающие хорошей памятью люди, относящиеся к породе изепчи — то есть «наблюдательные, предсказатели». Хайджи, посвятившие себя эпической поэзии, считались у тюрков Саяно — Алтая людьми с несчастной долей. Они зачастую оставались без семьи, без дома и без богатства. Хайджи пользовались большим уважением в обществе и часто приглашались в гости.
казители, отмеченные даром высшего уровня назывались ээлиг хайджи — букв. «обладающие духом-хозяином пения». Когда они исполняли алыптыг нымахи, то их слушать, якобы, собирались различные духи — хозяева гор, тайги и рек.
Специфика исполнения на чатхане заключается в игре сидя. Хайджи ставит часть инструмента на колени, остальная часть свисает под наклоном или кладется на стул. Пальцы правой руки извлекают звук со струн. Приемы звукоизвлечения — щипок, удар и щелчок. Левая рука изменяет высоту звучания, меняя положение костяных подставок и натяжение струн.
Тахпахами назывались короткие четырехстишия, близкие по своей форме и значению к японскими танко и хокку. Первые две строки представляют аллегорическое отступление, в котором певец описывает силу и красоту природы — цветение трав, журчание ручьев, величие гор, быстроту течения реки, а в заключительных двух строчках описывает конкретный смысл, применимый к данной ситуации. Довольно часто происходили состязания, где мастера старались превзойти друг друга в умении экспромтом сочинять тахпахи.