Церковная утварь — принадлежности православного храма, имеют особое символическое значение и давнюю историю происхождения. Церковная утварь в форме чаши или глубокого блюда, используемая в качестве трапезных чаш, колокольчиков или чаш для водоосвящения (Кандия).
Исторические источники содержат сведения (не позднее IV века) о том, что древние христиане освящали и использовали святую воду, следовательно, уже тогда существовали специальные сосуды для ее хранения. В то время большинство из них были стационарными и сделаны из камня (преимущественно мрамора) или были терракотовыми. На некоторых из них помещены соответствующие надписи, например: «Помолись, когда умываешься» или «Почерпните воду с радостью». Для переноски св. воды, которая требовалась при совершении экзорцизма, чинов над болящими и т. п., вероятно, применялись чаша из металла. Наиболее древние экземпляры (IV–V вв.) выполнены из свинца и бронзы.
Большинство средневековых сосудов выполнены из бронзы. Позже основным материалом стала латунь. Чаши делались из драгоценных металлов — из серебра, золота. Существуют экземпляры из слоновой кости, хрусталя, яшмы и стекла.
Форма чаши менялась в зависимости от эпохи. Предметы из слоновой кости конца X века и металлические предметы XII–XIII вв. имеют форму ведра. Высота их не превышает 30 см; диаметр всегда меньше высоты. Большинство таких сосудов оснащены ручкой для переноски некоторые из них имеют ножку-подставку. В эпоху Возрождения чаши видоизменились: они стали округлыми и приобрели форму котла. Для них характерна подставка в виде нескольких маленьких ножек или одной ножки с широким основанием. Диаметр чаши превышал ее высоту. Начиная с XVI века большинство сохранившихся чаш имеют именно такую форму.
Чаши могли богато декорироваться. Помимо растительного и животного орнамента и христианской символики зачастую присутствуют рельефные изображения Христа, Богородицы, ангелов, апостолов и святых, библейские сюжеты, сцены из церковной жизни, связанные с водой библейские цитаты и другие соответствующие тексты.
Среди русской церковной утвари встречались чаши, сделанные и задуманные первоначально как заздравные, трапезные или просфирные; они поступали в монастыри или храмы как вклады и использовались для водосвятия. В монастырях России находили применение и крупные водосвятные чаши, и чаши небольших размеров. Подобные предметы могли изготавливаться из специального привозного медного сплава, который назывался «медь — кондильныя (кандельное)».