Бубен — особый музыкальный инструмент. У многих народов мира бубен — это инструмент шамана, с помощью которого он входит в транс и «верхом» на котором он врывается в иной мир. Бубен представляет именно то ездовое животное шамана, шкурой которого обтянута его обечайка. Хантыйский бубен, как правило, обтянут шкурой дикого оленя.
Бубен шаманский
Шаман, камлая, совершал ментальные путешествия в особые миры. Небесных миров было семь, подземных миров тоже насчитывалось семь. По представлениям казымских хантов, обычный человек может взывать к духам пяти небес. Для того, чтобы подняться на шестое и седьмое небо, человек должен взять в руки бубен.
Помимо основной ударной части — мембраны из шкуры оленя, бубен еще имеет обечайку — обод, на которой эта шкура натянута. На ободе закреплены колки — резонаторные выступы. Дерево для изготовления обечайки бубна и колотушки брали обычно на священном месте.
Рукоять хантыйских и мансийских бубнов выглядит обычно как вставленная изнутри ветка с развилкой; или специально выструганная рукоять, но с обязательной развилкой. Считается, что развилка любой дороги или дерева — не просто место в пространстве, а всегда начало чего-то нового. Именно на рукоять бубна слетаются духи, когда их призывает шаман.
Если шаману нужно было вылечить больного, он садился с ним рядом и колотушкой бубна дотрагивался до больного места. Дух-помощник шамана в этот момент определял силу вредоносного духа болезни, вселившегося в человека и сообщал о ней шаману, и далее тот передавал родственникам больного вердикт духов: какую искупительную жертву надо заплатить, чтобы болезнь отступила; как и что надо сделать, чтобы душа-тень вернулась к человеку и возможно ли это.
В особых случаях шаман устраивал акцию поимки вредоносного духа, принёсшего болезнь и внедрившегося в человека. Для этого под ритмичные удары бубна он входил в транс и затем извлекал из тела больного некоего червя, олицетворявшего болезнь.
Шаманы у обских угров подразделялись на белых и черных. Белые гадали на удачу в промысле и лечили. Черных шаманов использовали для борьбы с врагами. Они насылали порчу, отнимали разум у противников. И те, и другие использовали бубны. В некоторых случаях на бубны хантыйских шаманов наносились изображения: у белых шаманов были изображения небесных сфер и их символов — солнца, луны, деревьев. На бубне чёрного шамана иногда был крест.
Данный бубен был передан в Музей Природы и Человека в 1973 г. из райотдела милиции Берёзовского района ХМАО.
Бубен шаманский
