В 1637 году в Москве по повелению царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Руси самодержца и по благословению отца его, богомольца святейшего великого Патриарха Иоасафа Московского и всея Руси, печатается книга (Азбука) в типографии В. Ф. Бурцова.
Василий Федорович Бурцов, книгопечатник, резчик печатных букв, по указу Патриарха Филарета, в 1633 году поступил на Московский печатный двор.
Василий Бурцов изготовил для печатания особый шрифт или азбуку — полууставную, бывшую одного размера с первопечатной азбукой, но отличающуюся от неё рисунком. Печатник использовал красный цвет, выделяющий буквы, слоги, названия разделов. На книгах собственной работы Бурцов ставил свою фамилию.
Многие исследователи считают, что он заведовал на печатном дворе лишь техническою стороною дела, а правщиками и редакторами книг были другие. Но ещё митрополит Евгений и архиепископ Филарет причисляли его к писателям. Все книги, издававшиеся с Печатного Двора, подвергались цензуре самого патриарха. Для печатания требовался указ царя, а цена на них назначалась государем. При начале набора каждой книги — служили молебен.
Букварь начинается с предисловия для взрослых, где указывается, что славянскую письменность создал Святой Константин, называемый «философ», а также он перевел книги на Славянский язык.
Вторая часть, предисловие в стихах, поучение «младым отрочатам» — первое стихотворное произведение русского автора, напечатанное в Москве. Исследователи полагают, что автором этих стихов был сам Бурцов. В них говорится, как важно знать грамоту. Предисловие в данном экземпляре не сохранилось.
Далее идут молитвы; Славянский Алфавит; Слоги из двух букв (Ба, Ва, Га, Да); Слоги из трех букв (Бра, Вра, Гра).
В Азбуке мы также видим парадигмы спряжения глаголов, по одному глаголу на каждую букву. Двойственное число (употребляется, когда речь идет о двух предметах).
В разделе по орфографии приведены примеры, дающие сведения о склонении имён существительных и имён прилагательных.
В содержание Букваря входит и «Азбучная молитва» — одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. В древнерусской письменной традиции азбучная молитва была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов.
Далее автор букваря знакомит читателей с Заповедями Ветхого и Нового Заветов, с понятиями христианского учения.
В конце Букваря написано послесловие, где автор сообщает выходные данные этого издания.
«Начаты быша печатати сия книги азбуки, в царствующем граде Москве в лета 7145 месяца генваря в 29 день на перенесение мощей святого священномученика, Игнатия Богоносца.
Совершены же сия книги Азбуки того же 7145 лета месяца февраля, в 8 день на память святого великомученика Феодора Стратилата в 24 лето царства его, Государя Царя и Великого князя Михаила Феодоровича Всея Руси, в третие лето патриаршества отца его и богомольца кир Иоасафа Патриарха Московского и Всея Руси».
Из истории книгопечатания известно, что еще перед Иоанном Грозным стояла дилемма: с одной стороны, по мере расширения Московского царства необходимо было русифицировать его области, путем постройки церквей и отправки туда служилых людей, а с другой стороны, невежественность духовенства поставляла плохих учителей и священников, не умеющих даже грамотно переписать книгу для церковной службы. Выход был один — ввести книгопечатание на Руси.
В 1564 году Иван Федоров и Петр Мстиславец напечатали свою первую книгу — Апостол.
Первая же книга в Москве нецерковного назначения была Азбука, составленная подъячим Василием Бурцовым (Бурцевым).
Букварь, изданный Бурцовым, стал основным пособием по обучению грамоте и по праву занимает важнейшее место в истории букварей. Автор хотел, чтобы его книги служили распространением просвещения на Руси, поэтому Букварь Бурцова не только учит грамоте, но и призывает прилежно учиться, знакомит с поэзией, а так же служит духовному и нравственному воспитанию детей.